Центр Гетти (Getty Center). Лос-Анджелес

 

    zhais@yandex.ru

 

Наш путь лежит на северную окраину Санта-Моники (район Брентвуд). Здесь, в стороне от трассы 57 (San Diego Fwy), на высоком холме располагается один из значительных и авторитетных культурных объектов СЩА - Центр Гетти (Getty Center) .

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

 

Один из самых богатый людей в мире (в свое время) - нефтяной магнат Дж. Пол Гетти (J. Paul Getty, 1892—1976) был страстным коллекционером антиквариата и предметов искусства. Перед смертью он завещал свое многомиллиардное состояние на создание центра искусств, в фондах которого имелись бы произведения искусства исключительной ценности и исторической значимости, с которыми могли бы бесплатно ознакомиться все желающие. После смерти Гетти почти все его имущество перешло в трастовый фонд, Совет которого в 1983 г. приобретает около 50-ти гектаров земли на вершине холма в горах Санта-Моники. При этом около 40 га отводится под природный парк (заниматься им поручили художнику Роберту Ирвину), а на оставшихся 10 га  в 1987 г. . под руководством известного архитектора Ричарда Мейера начинается грандиозная стройка Центра Гетти, включающего в себя пять павильонов (выставочный, северный, восточный, южный и западный) и ряд административных зданий. Строительство продолжалось на протяжении 10-ти лет и 16 декабря 1997 г. Центр был торжественно открыт для широкой публики. В течении этого времени сотрудники Фонда Гетти активно скупали по всему миру значимые произведения искусства, чем создали ажиотаж в определенных кругах. Все здания центра были построены из бетона и стали и облицованы травертином, которого ушло около 300 тыс. блоков. Общая стоимость строительства составила свыше 1,3 млрд. $.

Итак, наш автобус припарковался у "подножия" центра Гетти  (единственное место, где посетителям придется раскошелиться - парковка), и мы дружной группой направляемся к подъемнику, трамвайчики которого быстро доставляют нас наверх - к выставочным павильонам.

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

 

Уже на подходе к выставочному залу

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

мы встречаемся с первым произведением искусства Центра Гетти - скульптурой "L'Air" французского автора Аристида Майоля (1938 г.) - подарок Фрэн и Рэя Старков. Данная скульптура была изготовлена в память о пилотах почтовой службы L'Aeropostale погибших при исполнении служебных обязанностей. По замыслу автора женская фигура, балансирующая на воображаемом центре тяжести символизирует воздух.

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

Прежде чем осмотреть экспозиции выставочных залов мы решили немного прогуляться по территории Центра Гетти. Для начала забрались на смотровую площадку,

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

с которой открывается великолепный панорамный вид на Санта-Монику.

 

Центр Гетти (Getty Center)

для увеличения панорамы наведите курсор на фотографию и нажмите левую кнопку мыши

 

Вдоволь насладившись увиденным мы спустились в Сад кактусов, расположенный на Южном мысе.

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

Сколько здесь представителей семейства многолетних цветковых растений порядка гвоздичноцветные - сказать сложно. Их просто много и

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

представлены они в широком "ассортименте".

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

 

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

Внизу находится еще один сад - Центральный (сад Роберта Ирвина)

 

Центр Гетти (Getty Center)

для увеличения панорамы наведите курсор на фотографию и нажмите левую кнопку мыши

 

в озеленении которого использовалось более 500 различных растений.

Мы бы с большим удовольствием посидели в саду Ирвина подольше (тем более погода благоприятствовала этому), но хотелось и ознакомиться с шедеврами Центра Гетти (а время на все про все у нас ограничено), которых здесь более 45 000, включая живопись, скульптуры, графику, манускрипты, декоративно-прикладное творчество... Все экспонаты выставлены в 4-х выставочных залах в хронологическом порядке. Насколько нам удастся подробно ознакомиться с ними - вопрос времени, которого у нас в обрез. Так что поспешим с осмотром.

 

Центр Гетти (Getty Center)            Центр Гетти (Getty Center)

 

Вот перед нами "Портрет маркизы де Мирамон, урожденная Тереза Feuillant", работа французского художника Джеймса Тиссо. Она была впервые представлена широкой публике в 1866 г. на Парижской Всемирной выставке, где произвела фурор.

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

Портрет Альбера Каэна д’Анвера (композитор). Картина написана в 1881 г. французским художником Пьером Огюстом Ренуаром (Pierre-Auguste Renoir, 1841—1919)

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

 

Еще одна работа Ренуара - "Прогулка" ( La Promenade). Для мужской фигуры здесь художнику позировал его коллега Альфред Сислей, а на женскую "роль" была утверждена Рафа (Rapha) - любовница известного мецената Эдмона Мэтра (Edmond Maître).

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

В соседнем зале наряду с камином "приютился" сундук на подставке - работа Андре-Шарлю Буль (1666 г.). При его изготовлении сундука использовались дуб, кипарис, орех, черное дерево, палисандр, олово, латунь, золоченая бронза и зеркальное стекло.

 

Центр Гетти (Getty Center)           Центр Гетти (Getty Center)

 

Рядом со старинным подсвечником мы видим секретер с часовым механизмом Christian Möllinger середины XVIII века (работа немецкого мастера Йоханнес Андреас Бео). В свое время когда часы пробивали час в секретере активировался музыкальный механизм и можно было услышать прекрасную мелодию издававшуюся изнутри. Сейчас эта функция секретера "временно" не работает.

 

Центр Гетти (Getty Center)         Центр Гетти (Getty Center)

 

Перед нами скульптурные композиции:

- Бюст Жюльетты Рекамье (справа) - работа французского мастера Жозефа Чинара (1801 г.). Жюльетту Рекамье можно было часто встретить в элитных кругах Франции, где она блистала своей красотой. Будучи женой богатого адвоката она встречалась с прусским принцем Августом (младший брат короля Фридриха II);

 

Центр Гетти (Getty Center)              Центр Гетти (Getty Center)

 

- Миневра (слева) - скульптор Джозеф Ноллекенс (Nollekens) (1775 г.). Минерва -богиня войны и мудрости. На ее боку покоится большой щит, на котором высечена устрашающая голова Медузы, используемая для отпугивания врагов. Миневра была участницей суда Париса. Согласно древней мифологии, Парис дожен был выбрать самую красивую между Юноной, Минервой и Венерой. Победила последняя. Статуя Венеры, богиня красоты и любви в Древней мифологии, (работа того же автора) (1773 г.) представлена на фотографии справа;

 

Центр Гетти (Getty Center)           Центр Гетти (Getty Center)

 

- третья "составляющая"  суда Париса - Юнона (1776 г.)  -  богиня брака в Римской мифологии, обнажает одну грудь и расстегивает платье для суда Париса.

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

В центре следующего зала установлена 500 килограммовая ваза (автор - Жан-Дезире Рингель Д'Иллах ) (1889 г.). Этот монументальный бронзовый экземпляр был впервые выставлен на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. На поверхности вазы мы видим слепки пауков, ветки можжевельника, павлиньи перья, улитки. Этот набор разных образов напоминает искусство современных художников-символистов,

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

Следующие экспонаты Центра Гетти - "Медуза" (автор Винченцо Гемито, 1911 г, позолоченное серебро) и "Сан-Хинес-де-ла-Хара" (автор Луис Ролдан, 1692 г.)

 

Центр Гетти (Getty Center)          Центр Гетти (Getty Center)

 

Далее перед нами появляются скульптуры "Сюзанна и старейшины" (автор Francis van Bossuit, 1690 г. На этом резном рельефе из цельного куска слоновой кости изображена библейская история Сюзанны и старейшин. После купания в одиночестве в саду, красивая молодая Сюзанна борется против двух похотливых мужчин. Один мужчина хватает ее за локоть и драпировку, а она прижимает его к запястью. Другой мужчина вонзает пальцы в ее плечо, когда она в смятении поднимает его над головой. )  и "Мальчик с драконом" (автор Пьетро Бернини, 1617 г. Эта работа была представлена в качестве дипломатического подарка кардиналом Карло Барберини, внучатым племянником папы Урбана VIII, королю Испании Филиппу V, когда он въехал в Неаполь в 1702 году).

 

Центр Гетти (Getty Center)         Центр Гетти (Getty Center)

 

Переходим к работам Питера Пауля Рубенса, фламандского живописца (1577-1640). В Центре Гетти мы увидели следующие работы этого известного мастера:

- "Охота На Кабана В Калидоне" (1611 г.), История охоты на кабана в Калидоне была рассказана в Метаморфозах Овидия. Когда король Эней Калидонский не смог почтить богиню Диану подношениями, она выпустила ужасающего кабана на его землю. Сын короля, Мелеагр, собрал группу  воинов, чтобы убить зверя. Несколько охотников были убиты или искалечены, прежде чем Мелеагр окончательно победил кабана. Он подарил его голову в качестве трофея своей возлюбленной, охотнице Аталанте, которая стоит за Мелеагром, с луком в руке.
 

Центр Гетти (Getty Center)

 

- "Погребение" (1612 г.). Рубенс изобразил момент после распятия и перед Воскресением - когда Христос помещается в гробницу. Его поддерживают самые близкие ему по жизни: Иоанн евангелист в блестящей красной мантии; Мария Магдалина  плачет на заднем плане; в то время как Мария, мать Иакова младшего и Иосифа, склоняет голову в печали. Мария, мать Христа, укачивает голову и смотрит ввысь на божественное заступничество.
 

Центр Гетти (Getty Center)

 

 

- "Встреча короля Венгрии Фердинанда и кардинала - Инфанта Испании Фердинанда в Нердлингене", 1635 г. Рубенс здесь почтил память о встрече короля Венгрии Фердинанда III и кардинала-Инфанта Фердинанда в Нердлингене на реке Дунай 2 сентября 1634 года. Четыре дня спустя два католических правителя объединили свои армии, чтобы одержать важную победу над Протестантскими силами. В правом верхнем углу кардинал-Инфант торжественно приветствует своего двоюродного брата Фердинанда.

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

- "Чудеса Святого Франциска Паольского", 1627 г. Сюжет данного полотна следующий: "Известный своей целительной силой, Святой Франциск из Паолы был приглашен во Францию для исцеления больного короля  Людовика XI. На переднем плане мужчина и женщина, страдающие пароксизмом безумия, сдерживаются в ожидании своего исцеления. Справа от них оживает покойник, когда с его лица снимается простыня. Множество людей, страдающих слепотой, глухотой, хромотой или старческими недугами, поднимаются по лестнице..."

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

- "Возвращение с войны: Марс, Разоруженный Венерой", 1610 г. В 1600-х годах тема разоружения Венерой своего возлюбленного Марса воспринималась как аллегория мира. Данное полотно Питер Пауль Рубенс писао совместно с Яном Брейгелем старшим. Интерпретируя эту тему, они подчеркивают хрупкость мира - на заднем плане картины (у горящих костров вулканического очага) продолжается производство оружия, сигнализируя о том, что завоевание любви войной может быть только временным...

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

Перед нами работа Эль Греко "Христос на кресте", 1600-1610 гг. "Изолированный на вершине горы, изможденный, измученный Христос доминирует над почти пустым пейзажем. По дороге, ведущей в город-крепость Иерусалим, всадники проходят мимо холма казни, буквально поворачиваясь спиной ко Христу. Использование Эль Греко драматических цветов и преувеличенных пропорций искажает фигуру, передавая трансцендентный момент, когда Христос сублимировал свою физическую боль и похвалил свой дух Богу. Обращая взор к небу, Христос отводит взгляд от костей и черепов, лежащих у его ног, что свидетельствует о его победе над смертью. Свет играет через его волнообразную форму, освещая его измученное тело на темном фоне. Чтобы усилить сочувствие между зрителем и Христом, вытянутая, но изящная фигура предстает одинокой. Этот личный, преданный образ должен был стимулировать созерцание и духовное размышление."

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

 

"Портрет раввина". Автор - выдающийся голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн (1640 г.), чьи работы открывают зрителю духовный мир человеческих переживаний и чувств.

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

Работа еще одного голландского мастера (мастера натюрморта) - Питера Класа (Pieter Claesz) - "Банкетная штучка", 1630 г.

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

Следующий шедевр, с которым мы познакомились в Центре Гетти - "Портрет молодого человека в Красном" (Круг Рафаэля (Raffaello Sanzio)), 1505 г. Специалисты описывают это полотоно так: "Неизвестный человек, холодный и сдержанный, гордо стоит перед процветающим пейзажем, который может быть его собственной резиденции. Изящная, но сдержанная одежда, прямой взгляд и гордая осанка характеризуют новый Ренессансный акцент на индивидуализме. Трехчетвертный разворот тела, рука которого легла в основу треугольной композиции, стал в ту эпоху популярной позой, не случайно привлекающей внимание к мужскому кольцу и тонкому ближневосточному ковру, покрывающему стол..."

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

Картина "Мифологические сцены" Доссо Досси, 1524 г. " Купидоны в небе, пышная обстановка и чувственная обнаженная, лежащая на клумбе цветов, указывают, что основная тема - любовь. Мужская фигура справа - греческий Бог Пан, сатир аллегориях Ренессанса он олицетворяет похоть, так как соблазнил нимф музыкой трубок, удерживаемых в левой руке). Спящая обнаженная на переднем плане - нимфа Эхо. Старуха в центре группы - защитница Эко Терра, которая сидит над ней и защищает ее от вреда. Рядом со старухой, одетая в зеленое платье, красную накидку и доспехи, стоит загадочная и еще не опознанная женщина. Ее костюм указывает на то, что она, вероятно, богиня. (Досси нарисовал эту фигуру, а затем передумал и прикрыл ее пейзажем. Она была обнаружена снова во время реставрации в 1800-х годах)."
 

Центр Гетти (Getty Center)

 

Следующая работа датируется 1480 г. Это "Мадонна и дитя с двумя святыми Отшельниками" Бернардино Фунгая, в которой он мастерски смешал элементы готического искусства (золотой фон) с новыми идеями трехмерности эпохи Возрождения (Фунгай представил святых-отшельников в трехчетвертном виде, чтобы показать свои знания о новой концепции ракурса),

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

Более поздняя работа (1659 г.) - "Аллегория судьбы" (автор Сальватор Роза). За эту картину художник чуть было не попал в тюрьму, когда выставил ее публично в пантеоне в 1659 г. Она шла в разрез с художественными традициями, сложившимися при папе Александре VII.

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

 

Полотно написанное акварелью поверх графита - "Королева ночи" (автор - Мориц фон Швинд, 1864 г.). В 1863 г. Морицу фон Швинду было поручено написать фрески для недавно построенного Венского Оперного театра на тему оперы Моцарта "Волшебная флейта". Швинд создал поразительное видение таинственной королевы ночи, чье повелительное появление в первом акте, освещенном гигантской луной, принимает космические размеры. Этот рисунок олицетворяет слияние искусства и музыки, что характерно для немецкого романтизма.

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

 

Продолжая дальнейшее знакомство с экспонатами представленными в Центре Гетти мы на некоторое мгновение задерживаемся у:

- Бокового столика XVII века работы Джованни Паоло Тедеско, который когда-то был украшением римского дворца;

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

- Портрета-медальона папы Александра VIII (автор - Лоренцо Оттони, 1690 г.), выполненный из белого мрамора;

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

- Архитектурноакустического места (работа Вильгельма Фистулятора, 1650 г.), где продемонстрировано умение автора использовать приемы перспективы;

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

- группы японских фигур (1745 г.) сделанных на Мейсенской фарфоровой мануфактуре из твердого фарфора с применением полихромной эмали и золочения.

 

Центр Гетти (Getty Center)

 

Выше мы уже упоминали, что в Центре Гетти свыше 45 тысяч экспонатов, каждый из которых по своему уникален. Чтобы их все осмотреть потребуется намного больше времени, чем то, которое нам выделил гид. Однако и за эти несколько часов, проведенные в музее мы смогли познакомиться с некоторыми мировыми шедеврами  живописи и насладиться природными красотами окрестностей Лос-Анджелеса.

 

Центр Гетти (Getty Center)