Версаль. Франция

    zhais@yandex.ru

Архивный материал (оцифрованная фотопленка)

 

В начале XVII века Людовику XIII приглянулась небольшая деревушка под Парижем  Версаль, в окрестностях которой были великолепные охотничьи угодья с огромным количеством разнообразной дичи. В 1624 г. король приобретает здесь  охотничий домик, а уже спустя 7 лет (в 1631 г.) в Версале появляется и небольшой дворец, построенный по проекту архитектора Филибера.

Крупномасштабные строительные работы в Версале начались только в 1661 году уже при правлении Людовика XIV. В этот год умирает кардинал Мазарини, в руках которого находилась реальная власть и король, получив доступ к казне, решает потратить свыше 1,5 миллиона луидоров на воплощение в реальность своих планов по Версалю. Каковы были планы Людовика XIV и насколько они воплотились в жизнь - можно судить по картине Пьера Пателя "Версаль" 1668 г. выпуска. Именно в те годы Версаль, благодаря работе известных мастеров (Лебрен - живопись, Лево и Ардуэн-Мансар - архитектура, Ленотр - ландшафтный дизайн), приобретает свои основные черты, которые мы встречаем и сегодня.

 

Версаль. Франция

Фотография из "Путеводитель по Версалю". Art Lys

 

Начиная с 1682 г. и по 1789 г. (до начала революционных событий) "деревня" Версаль является официальной королевской резиденцией, символом французской монархии. Надо отметить, что за это время преемника Людовика XIV не внесли каких-то существенных изменений в архитектурный облик дворцово-паркового комплекса. Например, при Людовике XV построили только новый зверинец, пару павильонов и провели некоторые работы по изменению облика парково-садовой зоны. Людовику XVI, который хотел  всерьез заняться реконструкцией дворца помешала Великая французская революция (1789 г.), после начала которой королевская семья была вынуждена покинуть Версаль и перебралась в Париж. С этого момента замок лишился своего первоначального назначения, что сильно повлияло на его благополучие (помещения стали использоваться для различных бытовых целей, сады и парк пришли в запустение). Правда в это же время некоторые помещения были отданы под Музей Французской школы. В 1810 г. Наполеон изъявил желание отреставрировать и заново обставить Версаль. К этим работам подключается архитектор Дюфур, под руководством которого Версаль достаточно сильно видоизменяется.. В 1830 г. (во время очередной революции во Франции) дворцово-парковый комплекс в Версале был под угрозой забвения и разрушения, если бы не вмешательство Луи-Филиппа (потомок брата Людовика XIV), который учредил в Версале Музей во славу Франции. В период с 1833 по 1837 гг. из королевской казны выделяются значительные средства, благодаря которым Версаль приобретает тот вид, который предстает перед нами сегодня. По приблизительным подсчетам некоторых специалистов, на дворцово-парковый ансамбль Версаля в обшей сложности было израсходовано около 260 миллиардов евро (по сегодняшнему курсу), причем половина этой суммы была потрачена на внутреннюю отделку.

 

Версаль. Франция

Фотография из "Путеводитель по Версалю". Art Lys

 

После этого небольшого исторического экскурса самое время посмотреть Версаль, который "не просто дворец, а целый город. Прекрасный своим величием и духом" (Ш. Перро).

Наш автобус останавливается в начале Avenue de Paris (Проспект Париж)

 

Версаль. Франция

 

и через минуту мы оказываемся на площади перед Версальским дворцом.

 

Версаль. Франция

 

В глубине, на территории Мраморного двора,

 

Версаль. Франция

 

возвышается памятник королю Людовику XIV - основателю дворцово-паркового комплекса (в настоящее время памятник перенесли ближе к Проспекту Париж).

 

Версаль. Франция

 

Для полноценного осмотра такого "монстра" требуется достаточно большое количество свободного времени, которым групповые туристы, как правило, не располагают. Поэтому оценив свои "временные возможности",  мы решили немного прогуляться по садам и паркам, которые находятся за дворцом с западной стороны.

 

Версаль. Франция

 

Все основные работы по реконструкции садов и парков Версальского дворца проводились (начиная с 1661 г.) под руководством французского ландшафтного архитектора (придворного садовника Людовика XIV) Андре Ленотра. Следуя своему плану Ленотр разбил у подножия дворцового комплекса зданий ряд партеров, которыми должны были любоваться хозяева и гости Версаля с высоты этажей дворца.

Первым перед нами предстает Водный партер, бордюры бассейнов которого украшают бронзовые фигуры,

 

Версаль. Франция

 

изображающие большие и малые реки Франции (символы королевства).

 

Версаль. Франция

 

Впрочем разнообразные и многочисленные элементы парковой архитектуры можно встретить не только вблизи водной поверхности.

 

Версаль. Франция

 

Идем дальше и перед нами следующий партер - партер Латоны, в центре которого располагается одноименный бассейн с фонтаном

 

Версаль. Франция

 

Если повнимательнее присмотреться к скульптурным композициям фонтана, то не трудно догадаться, что автор изобразил фрагмент из "Метаморфоз" Овидия, в котором речь идет об одном эпизоде из детства Аполлона, где его мать (Латона) оскорбленная ликийскими крестьянами просит помощи у Юпитера. Последний же без проблем превращает злых людей в лягушек.

 

 

Версаль. Франция

 

Мы уже достаточно далеко отошли от дворца, но у нас еще есть немного времени, чтобы продолжить нашу прогулку вглубь версальского парка.

 

Версаль. Франция

 

Поскольку на дворе зима - многие парковые скульптурные композиции "одеты" соответствующим образом, да и сами фонтаны конечно же не работают.

 

Версаль. Франция

 

В 700-х метрах от дворца находится еще один партер, в котором имеется водоем, играющий особую роль в декоре дворцово-паркового комплекса (благодаря своему привилегированному расположению и тематике).

 

Версаль. Франция

 

Это бассейн Аполлона. Известно, что Людовик XIV уподоблял себя Аполлону-Фебскому - богу Солнца. В бассейне представлена позолоченная скульптурная группа Аполлона (изготовленная в 1668-1670 гг. на королевской мануфактуре Гобеленов), где мы видим, как Аполлон появляется из воды символизируя восход Солнца и зарю славного царствования  Людовика XIV. Вокруг Аполлона Жан-Батист Тюби (автор проекта) установил четырех тритонов и несколько морских чудовищ.

 

Версаль. Франция

 

Мы бы еще с удовольствием прогулялись по Версалю (побродили бы по самым дальним закоулкам парка и, конечно же, посетили бы его великолепный музей), но (в этом месте должна быть стандартная фраза о нехватке времени - самое большое зло групповых экскурсий) нам приходится возвращаться к своему автобусу...

 

Версаль. Франция