Монастырь Острог

 2010 г.

   

Острог - действующий православный монастырь в Черногории, расположенный в горах в 15 км от города Даниловграда, на высоте около 900 м над уровнем моря. Основан в XVII веке архиепископом Герцеговинским Василием Иоанновичем. После смерти в 1671 году епископ Василий был провозглашен святым и получил имя св. Василия Острожского.

Монастырь не самый древний, но самый известный в Черногории, и это связано с жизнью и деятельностью его основателя - великого православного святого, чудотворца и исцелителя  - Василия Острожского (один из самых почитаемых  сербских святых). В монастыре хранятся его мощи, которые, как считается,  имеют чудотворную силу. Поэтому помолиться у его гроба приезжают не только православные, но и католики с мусульманами.  

В настоящее время монастырь - крупнейший в Черногории религиозный центр и популярное место паломничества, причем местные жители утверждают, что Острог - третье в мире  место (по посещаемости) паломничества христиан после могилы Христа и Священной горы в Израиле.

 

Единственным сдерживающим фактором (в плане посещаемости) является его труднодоступность.

Не знаю, как это обстоит сегодня, но несколько лет назад добраться до монастыря было проблематично....

 

Монастырь находится у основания скалы Острошка Греда в стороне от трассы Никшич - Подгорицы.

До монастыря можно добраться на небольших рейсовых автобусах (большие просто не разъедутся на горной дороге) из Даниловграда или Подгориц, либо на автомобиле. Сразу скажу - без большого опыта вождения делать там нечего.

Мы воспользовались вторым вариантом. Тем более, что взяв машину в аренду,  мы решили сделать на ней небольшой "круиз" по Черногории:

Будва (пункт пребывания) - Петровац - Скадарское озеро - Подгорицы - национальный парк Дурмитор - Никшич - Подгорицы - Будва. Ну и на пути из Никшича в Подгорицы в наши планы входило посещение монастыря Острог. Выехав рано утром из Будвы и проехав около 500 км по хорошим (хоть и горным) дорогам Черногории мы были на подъезде к городу Никшич (с северной стороны). У нас с собой была очень хорошая (подробная) карта автомобильных дорог Черногории (о чем мы потом и пожалели). Объехав Никшич мы подъезжаем к развилке. Установлены два указателя: направо - Острог, налево - Острог. Мы в раздумье - куда ехать? Судя по карте -  левая дорога чуть короче... У развилки стоит местная машина. Подходим к водителю и интересуемся - как нам лучше проехать к Острогу...То ли по тому, что он был в этом уединенном месте с девушкой и мы его отвлекли, то ли он решил пошутить (ну и шуточки...) - он нам указал на левую дорогу (правда при этом хитро засмеялся... и пожелал счастливого пути). Мы по ней и поехали. Сначала (пару километров пути) все было нормально: более-менее хорошая дорога, ни одной встречной машины.... Потом мы увидели первый и последний дорожный знак на этой дороге - "Движение грузовому транспорту запрещено". У нас был маленький Yaris, что нас в дальнейшей дороге и утешало, и мы смело поехали под этот знак. Ну а дальше - надо иметь крепкие нервы и большое здоровье... Дорога стала однополосной, разбитой. Пошли крутые подъемы, с правой стороны - обрыв глубиной несколько сот метров, никаких ограждений, при этом постоянные крутые повороты (почти что на 180 град) с резким подъемом. С левой стороны - отвесная скала высотой несколько десятков метров... Обратной дороги нет... Спасибо Yaris - удобная, маневренная и самая лучшая машина для таких целей!!! Как потом оказалось - мы поехали по старой дороге (по ней в принципе уже давно никто, кроме нескольких местных.... не ездит).

Такое "счастье" продолжалось где-то на протяжении  10 км.  И вот, "в полом восторге от увиденного" спустя какое-то время (для нас оно показалось вечностью)  наша дорога соединилась с основной (действующей) дорогой, которая на фоне нашей была просто изумительной, и мы подъехали к нижней части монастыря Острог.

К сожалению, несмотря на замечательный вид из окна авто, нам не удалось сделать ни одного кадра на подъеме - было не до этого....

А находясь уже в Остроге, из-за окружающих деревьев, того впечатления уже не получишь... Хотя даже из этих фотографий видно, что это место находится высоко в горах...

 

Монастырь Острог

Монастырь Острог
 

Кстати, если кто-то сомневается в достоверности изложенного выше - пожалуйста, как говорится, все в Ваших руках. Маршрут изложен подробно, можете попробовать....

 

Монастырь Острог

Монастырь Острог

 

Многие посетители оставляют машины на стоянке в нижней части монастыря, а дальше, по лестнице поднимаются к его верхней части. На это у них уходит около получаса. Сил на это у нас уже не было, а опыт езды по местным горным дорогам мы уже получили хороший, поэтому достаточно быстро преодолели 5 километровый (очень крутой ) участок дороги до верхней части монастыря, и вскоре припарковали машину на стоянке у его входа.... Автолюбителей, забравшихся сюда можно было пересчитать по пальцам...

 

Монастырь Острог

Монастырь Острог

 

Перевели дух, вспомнили о том, что надо еще спускаться (но единогласно решили, что обратно по той дороге мы не поедем), и на этой грустной ноте  пошли осматривать монастырь (единственное, что нас утешало - это то, что по информации из интернета, несмотря на всю сложность дороги к монастырю - здесь ни разу не было пострадавших....)

 

Монастырь Острог

Монастырь Острог

 

Верхняя часть монастыря встроена в скальную нишу, и именно здесь находятся самые важные его достопримечательности.

Эта часть комплекса состоит из двух небольших церквей: Крестовоздвиженской (1665 год) и Введенской церкви девы Марии (XVIII век). Введенская церковь расположена чуть выше Крестовоздвиженской церкви. Именно в ней  Святой Василий и провел 15 лет в молитвах...
 

Монастырь Острог          Монастырь Острог

Монастырь Острог
 

Согласно многочисленным преданиям в этом монастыре происходило и происходит  немало чудес, в том числе и исцеления безнадежно больных. По этой причине тысячи поломников устремляются к этому месту за божьей помощью...

 

Монастырь Острог

 

Несмотря на сложность дороги, никто из нас не пожалел, что посетил это место...

 

 Монастырь Острог 

Монастырь Острог        

 

 

Но нам предстояла еще обратная дорога, и она тоже не обошлась без приключений...

Возвращаться по той дороге, по которой мы поднимались - у нас не было никакого желания. Поэтому, как только мы спустились к нижней части монастыря - поехали по дороге, противоположной той по которой поднимались... (т.е. в нижней части монастыря поехали не направо, а налево). Что же касается нашей карты - эта дорога там была указана (причем как автострада), но... только пунктиром... Итак, мы едем по достаточно широкой (двухполосной) дороге с замечательным покрытием, с ограждениями...., но почему-то нет ни одной встречной машины (хотя дело было к вечеру - где-то часов 18-19). Это немного настораживало, но ведь дорога-то есть... Так мы проехали километров десять... и уперлись в дорожную технику (бульдозеры, грейдеры и т.п..). Дальше дороги не было, а так как время нерабочее - люди тоже отсутствовали. Мы остановились в полной растерянности... что делать? Хотели возвращаться назад, но в это время мимо нас пролетает местное такси и устремляется вправо (вниз) по щебеночной дорожке (ее ширина не более 1.5 метра) пропадающей в густых зарослях высокого кустарника... Мы недолго подумали, и решили, что он явно ехал к цивилизации... Поехали за ним (хотя его уже и след простыл...)

Эта дорожка, достаточно крутая с многочисленными поворотами, спускалась вниз, но был один немаловажный плюс - из-за высокого и плотного кустарника вокруг, кроме самой дорожки ничего не было видно (хотя может быть в метре от нее - крутой обрыв и что-нибудь подобное). Опять же, спасибо Yaris - хорошая -  узкая машина!!! Через минут 15 - 20 этого спуска мы оказались у железнодорожного полотна, которое пересекли по временной насыпи из этой же щебенки. А еще, спустя минут 5-6 - выскочили к какому-то хутору из 2-3 домов. Надо было видеть изумленный вид местных жителей... Они долго удивлялись тому, как мы здесь оказались... (таксист оказывается тоже был исключением...). Когда они узнали, что мы из России - начали приглашать к столу, но нам предстояло проехать еще больше сотни км до Будвы, поэтому мы отказались от этого предложения, и  поинтересовались - как нам лучше выбраться на трассу. Они поступили просто - один из местных жителей сел в свою машину, мы - за ним и через минут 20 были на трассе.

 

.