Абхазия. Введение

Если уж вы отдыхаете в районе Сочи и у вас имеется возможность выделить, для себя любимого, один  день на экскурсионно-познавательные цели - не поленитесь, совершите вояж в Абхазию (благо она расположена по-соседству). Несмотря на то, что мы были в Сочи на своей машине, для поездки в этот регион решили воспользоваться услугами турфирмы. Стоимость поездки (тур называется "Золотое кольцо Абхазии") составляет 300 + 1850 руб. с человека. Первую часть суммы забирает представитель российской стороны, ну а вторая составляющая уходит по ту сторону реки Псоу. Почему мы поступили таким образом? Дело в том, что последний раз мы были там в 2003 году и тогда поездки на собственном транспорте не приветствовались + кроме этого, наслышались "страшных историй" про границу (когда люди простаивают по 4-5 часов) .  В общем в один из дней нашего пребывания в Сочи, к 6 часам утра к нашему санаторию подъехал вполне приличный автобус MAN с абхазскими номерами. Через час мы уже были на границе. За это время, попутно заезжая в различные санатории и пансионаты, водитель с гидом насобирали полный автобус желающих познакомиться с Абхазией. За 12 лет приграничная территория (со стороны России) значительно изменилась: в те времена у моста через Псоу с двух сторон стояло по будке, через которые и осуществлялась процедура перехода границы - подходили, показывали паспорта и ты уже на другой стороне. Все происходило за считанные минуты. Сейчас же перед нами появился пограничный терминал, который не уступает тем, которые мы встречаем, например, на западных или северных направлениях нашей границы. Правда пока мы об этом узнали - прошло минут 40 после того, как наш автобус остановился в хвосте очереди из автотранспорта, желающего перебраться на ту сторону границы. До въезда на территорию терминала в 7 часов утра протяженность очереди составляла около 100 метров. Первый этап паспортного контроля проходил на въезде в терминал: пограничники проверяли паспорта, и если все было нормально - пропускали транспорт на территорию терминала. Дальше машины разъезжались по направляющим к КПП. В тот день работало на выезд порядка 4-5 пунктов. Частные автомобили двигались достаточно шустро, а вот у автобусов были отдельная очередь и отдельные проблемы: во-первых, в утренние часы на границе выстроилась колонна как минимум из 10-ти машин (всего за сутки только абхазских полноразмерных автобусов, участвующих в экскурсионном процессе составляет 50 единиц + микроавтобусы и т.п.). Уже на первой стадии досмотра у пограничников уходит намного больше времени (пока пройдешь по всему автобусу и просмотришь паспорта у 40-50-ти человек), чем при пропуске автомобиля. Внутри терминала эти процессы только усугубляются. Пока там стоишь в автобусной очереди мимо тебя "со свистом" проносятся частники. Им только можно позавидовать. Час "Х" наступает тогда, когда пассажиров автобуса приглашают пройти в зону досмотра и паспортного контроля. Но такое "счастье" с нами произошло только после часа нахождения на терминале. Небольшой совет для тех, кто попал в помещение для паспортного контроля: как правило внутри функционирует около 6-7 пунктов. Первые три из них расположены в первом ряду. Чуть в глубине - четвертый пункт пропуска и справа от него, т.е. во втором ряду (который не видно из-за кабин первого ряда) - еще 2-3 КПП. Так вот, большинство народа толпится в очереди именно в "видимые"  КПП. В тот же пункт, который доступен для обзора, но находится в глубине - очередь несколько больше, но она потом быстро рассасывается по "невидимкам" и в этом случае вы можете сэкономить уйму времени. Еще один момент, наша группа с этим столкнулась - это когда у вас с собой несовершеннолетний ребенок. Если он выезжает с родителями, или хотя бы с одним из них, то во-первых, он должен быть вписан в паспорте родича, а, во-вторых, иметь свидетельство о рождении. Если вдруг вашему чаду во время отдыха исполнилось 14 лет, и он естественно не успел получить паспорт - о пересечении границы можете забыть. В нашей группе бабушка решила свозить на экскурсию внука. Естественно никаких документов типа официальной доверенности от родителей у нее не было. Вся ее надежда была на то, что и у нее и у внука были одинаковые фамилии и она решила "прикинуться" мамашей. На первом этапе (когда пограничник проверял паспорта в автобусе) у нее вроде бы все получилось (хотя и в этом случае страж границы обратил внимание на то, что ее "сын" не вписан в ее паспорт. Она пролепетала ему что-то вроде того, что она меняла паспорт, и в паспортном столе забыли сделать соответствующую запись). А вот когда она с внуком проходила уже официальный паспортный контроль - там все и вскрылось. В Абхазию их не выпустили, гид вернул им деньги за экскурсию, рассказал как можно самостоятельно добраться до Сочи, на том мы с ними и расстались... Надо отдать должное нашим пограничникам - они всегда на "высоте". В этом контексте вспоминается один  случай, который произошел с нами на Корфу: мы с женой проходили паспортный контроль в аэропорту во время отлета. Когда подошла наша очередь, мы случайно перепутали паспорта - мой оказался у жены, ее, соответственно у меня. Она шла впереди. Подошла к местному пограничнику, мило улыбнулась, протянула ему мой паспорт. Он его любезно взял, открыл какую-то страницу, долго и внимательно изучал владелицу сия документа, поставил отметку о пересечении границы и выпустил ее в зону дьюти фри. В это время я находился у соседнего окошка. Улыбчиво протягиваю "своему" пограничнику паспорт и жду, когда он меня "пробьет" по своим базам данным и даст добро на выход. Проходит минута, другая. Пограничник с изумлением смотрит на меня, потом поворачивает ко мне паспорт, на котором  фотография симпатичной девушки с длинными волосами. Тут до меня доходит, что я подсунул ему паспорт жены. Хорошо, что она осталась ждать меня сразу же за КПП и продемонстрировала этому пограничнику мой паспорт, по которому она уже пересекла границу. У моего  погранца  глаза влезли из орбиты, а рот раскрылся до "земли".  Дальше, в течении некоторого времени, мы были свидетелями диалога между пограничниками, который вряд ли смог перевести даже опытный переводчик. Очевидно  начальника поблизости не было, да и по всей видимости они были между собой друзьями, а не просто коллегами: все закончилось громким хохотом, и я успешно пересек границу. Правда дальше нас ожидал еще один сюрприз: их таможня не работала по причине забастовки... Ну это так, лирическое отступление...

Через некоторое время мы уже "со свистом" въезжали в Абхазию (абхазской стороне гид передал только список группы, который мы сами и составили, и на этом все пограничные процедуры с их стороны закончились). В общем на пересечение границы мы потратили ровно 2 часа.  Аналогичная, как по времени, так и по сути процедура ожидала нас на обратной дороге. Если бы мы въезжали на личном транспорте, то на наш взгляд, все это было бы намного быстрее (а может быть это все по тому, что утром была относительно небольшая очередь из автотранспорта?).  Несколько слов о гиде. Пока нас собирали по санаториям да отелям - с нами присутствовал представитель из сочинской турфирмы. Как только мы подъехали к терминалу произошла ротация кадров и на место гида "был назначен" абхазский гуру с именем Форд. Как потом оказалось - нашей группе здорово повезло: как гид он был просто великолепен и ни на минуту не "покидал" своих подопечных, т.е. нас (всю дорогу о чем-то рассказывал, фантазировал...). После пересечения границы, наш водитель (его звали Лютик) как-будто бы резко забыл о всех правилах дорожного движения (свободно пересекал сплошную линию, обгонял в неположенных местах). Ну это и понятно - он ведь у себя дома. Правда вскоре он сменился - за руль сел его коллега Сергей, но от этого стиль вождения не изменился (хотя Сергей в отличии от Лютика был не абхазец, а представитель местной армянской диаспоры).  С Лютиком мы уже встретились на обратном пути (он нас вывозил из Абхазии). Местные гаишники стояли буквально за каждым кустом, но при этом никак не реагировали на езду жителей своей страны - их уловом были наши соотечественники, многие из которых решили, что и они могут в этой стране немного расслабиться и позволить себе то, что вытворяют на дорогах местные лихачи. Не тут то было! Стоит только россиянину превысить скорость, обогнать в неположенном месте или просто не понравиться инспектору ГАИ - вы моментально окажетесь их клиентом. Да, камер видеофиксации вы можете не бояться (их здесь просто нет физически), зато их с лихвой заменяют сотрудники с жезлом... Однако все это не пугает наших туристов, и мы увидели массу машин с российскими номерами на территории этой республики (это и те, кто решил свой летний отдых провести в этих краях, и те, кто приехал сюда посмотреть местные достопримечательности). По окончании нашей поездки мы пришли к выводу, что для ознакомительных целей сюда лучше приезжать на своем личном транспорте (и больше увидишь, и быстрее пересечешь границу, и, в конечном итоге сам являешься хозяином своего времени: захотел остановиться в этом месте - нет проблем, захотел потратить больше времени на тот или иной объект - пожалуйста. С групповым туром все по-другому: шаг в сторону - "расстрел" + много времени уходит на то, что частенько весь автобус минутами, которые потом перерастают в часы ждет некоторых "особ", у которых то ли часы солнечные, то ли проблемы с навигацией (очевидно решили воспользоваться услугами ГЛОНАСС) и заблудились в двух кустах. Все это приводит к тому, что последующие экскурсионные остановки сокращаются по времени. Кроме этого во все без исключения групповые туры включены ряд бестолковых мероприятий, на которое тратится драгоценное время: различные дегустации, посещение пасек и т.д., и т.п. Согласитесь, когда вы путешествуете самостоятельно у вас даже в мыслях не будет посетить "достопримечательности" такого рода - лучше это время потратить на действительно познавательные цели. Что еще хотелось бы отметить. Мы были в Абхазии 12 лет тому назад. Тогда страна была в разрухе после войны с Грузией. События 2008 года Абхазию обошли стороной. Однако по сути дела внутри страны, внешне, за эти годы ничего не изменилось (за исключением большего наплыва туристов): мало что строится, памятники и места посещения туристами в прежнем, упадническом состоянии, многочисленные просторные пляжи ничем не могут похвастаться кроме чистой, прозрачной воды. В общем Абхазия "законсервировалась"... Если во время прошлого приезда мы считали, что попали в "СССР", то сегодня это чувство только обострилось. Возникает ощущение, что сами местные жители ничего не хотят предпринимать в плане благоустройства своей страны (нет, они замечательно благоустраивают свои личные владения - здесь у них идеальная чистота и порядок) и ждут, что появится "добрый дяденька" и за свой счет и своими силами восстановит и приведет в порядок все их общественное хозяйство: снова засияет знаменитая набережная в Гагре, засверкают купола монастырей и т.д., и т.п. Хочется вспомнить одну поговорку: "На бога надейся - а сам не плошай"...