Венев. Прогулка по городу

 

 

    zhais@yandex.ru

 

Путешествуя по Тульской области мы решили заехать в провинциальный старинный городок Венев, который является "участником" 1-ого "Списка исторических поселений России", созданного в 1970 г. (всего в этом списке было 115 населенных пунктов). На стеле при въезде в город указано, что он основан в 1371 г. Однако историки утверждают, что эта дата относится к поселению, которое находилось в районе современной деревни Гурьево (7 км на северо-запад) и называлось в те времена "Венева". Позже оно было уничтожено во время одного из очередных набегов крымских татар. Боярин Иван Васильевич Шереметев, на чьих землях и был расположен Венева, решил не восстанавливать поселение, а принял активное участие в строительстве Большой Засечной черты, которое финансово поддерживалось центральной властью. По плану, оборонительные сооружения южных границ Московского княжества должны были проходить в том числе и по землям Шереметева. Таким образом в середине XVI века на высоком берегу р. Веневки появилось мощное фортификационное сооружение - город-крепость Городенск. Со временем крепость обрастала слободами и количество жителей увеличивалось из года в год. В 1572 г. по личному распоряжению Ивана Грозного Городенск стал именоваться Веневым.

 В начале XVIII века (во время строительства канала на территории веневских земель, который должен был соединить Волгу с Доном) город посетил Петр I, В 1777 г. Указом Екатерины II Венев получил статус уездного города. Благодаря своему месторасположению (город находился на пересечении торговых путей из южных регионов на Каширу и Коломну) Венев вплоть до середины XIX века успешно развивался и процветал. Все "испортили" железные дороги, которые изначально обошли город стороной. Венев стал медленно "угасать". Железнодорожная ветка до Венева была пущена в эксплуатацию только в 1901 году, но поскольку к этому моменту все основные грузопотоки уже шли по другим маршрутам, то сильно повлиять на экономику города она не смогла (тем более, что Венев был конечным пунктом ж/д ветки). Тем не менее в Веневе имелись винокуренные, сахарные, мятные заводы, кузницы, пекарни, кожевенные мастерские и др. предприятия. В окрестностях города проводились работы по промышленной добычи полезных ископаемых, которые получили свое развитие в годы советской власти. Во время Великой Отечественной войны Венев две недели находился в оккупации. Боевые действия в районе города в ноябре - декабре 1941 г. внесли весомый вклад в дело разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. В послевоенные годы город стал разрастаться: появились новые улицы, микрорайоны, предприятия...

 

Венев. Прогулка по городу

 

Итак, ознакомившись немного с историей города, мы сворачиваем с трассы Р-132 на ул. Большие Городенцы, получаем "благословление",

 

Венев. Прогулка по городу

 

проезжаем мимо Кургана Славы (Курган Бессмертия)

 

Венев. Прогулка по городу

 

и по Станционной улице устремляемся к первой точки нашего маршрута - железнодорожной станции "Венев".

 

Венев. Прогулка по городу

 

Станция была открыта в 1904 г. и на тот момент являлась конечной. Однако Первая мировая война внесла свои коррективы: для доставки угля в Москву и С.-Петербург имеющихся ж/д путей не хватало и было принято решение продлить ветку до станции Узловая. Силами австрийских военнопленных данный проект был воплощен в жизнь в 1916-1917 гг. После революции движение поездов по данной ветке (в связи с отсутствием необходимости) было прекращено.

 

Венев. Прогулка по городу

 

О ней вспомнили только в 1933 г. Спустя 2 года (в течении которых осуществлялись восстановительные работы) поезда вновь начали курсировать через Венев.

 

Венев. Прогулка по городу

 

В дальнейшем был проложен второй главный путь, увеличено количество путей и в пределах самой станции. На сегодняшний день станция Венев не электрифицирована и за сутки здесь проходят несколько поездов дальнего следования и пара электричек на Узловую, Ожерелье, Новомосковск...

Короче говоря, сама по себе станция Венев ничего интересного не представляет: типовой вокзал тех лет, малоинтенсивное движение поездов (по крайней мере пассажирских)...

 

Венев. Прогулка по городу

 

Ситуация изменилась в 2013 г., когда в пределах станции был организован выставочный комплекс "Аллея железнодорожников", куда мы сейчас и направляемся.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Отведав хлеба с солью при входе в комплекс

 

Венев. Прогулка по городу

 

мы приступаем к осмотру экспонатов.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Первый из них - именная береза, посаженная в день открытия "аллеи".

 

Венев. Прогулка по городу

 

Перед нами главный атрибут железной дороги - рельс, выпущенный в 1907 г. на Днепровском металлургическом заводе (Александровский Южный Российский завод).

 

Венев. Прогулка по городу

 

Далее следует "сухопутный пароход" - паровоз Черепановых. Это первый российский паровоз, построенный в 1833 г. отцом (Ефимом) и сыном (Мироном) Черепановыми.

 

Венев. Прогулка по городу

 

В данном случае мы видим макет, сделанный руками умельцев из локомотивного депо Узловая.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Следующий экспонат - советский тяжелый пушечный бронеавтомобиль БА-11, который производился с 1939 по 1940 гг. на Ижорском заводе. Всего было выпушено около 20 единиц техники, которая использовалась в первые годы войны на Ленинградском направлении. Изначально БА-11 предназначался для наступательных операций, в ходе которых не предполагалось колесить по бездорожью (автомобиль не был оснащен полным приводом). Вероломное и "неожиданное"  нападение фашистов спутало все карты как военным, так и конструкторам: пришлось не наступать, а обороняться; а вместо европейских шоссе актуальным оказалось российское бездорожье, на котором  БА-11 был великолепной мишенью для средств поражения противника.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Если повнимательнее присмотреться к экспонату, то можно заметить, что спереди вместо обычных колес у него установлены железнодорожные, позволяющие бронеавтомобилю курсировать по рельсам. Реально же такая модификация БА-11 не выпускалась. Так что перед нами результат фантазии реконструкторов бронеавтомобиля.

 

Венев. Прогулка по городу

 

В связке с БА-11 установлен двухосный товарный вагон нормального типа "НТВ" (производство 20-30-х годов прошлого века),

 

Венев. Прогулка по городу

 

утепленный вариант которого ("теплушка") широко использовался в годы Великой Отечественной войны для перевозки личного состава.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Перед нами паровоз "Лебедянка".

 

Венев. Прогулка по городу

 

Паровозы серии "Л" были разработаны в 1944-1945 гг. под руководством конструктора Л.С. Лебедянского (отсюда и название "Лебедянка").

 

Венев. Прогулка по городу

 

Он являлся одним из лучших и массовых магистральных паровозов, которые выпускались до 1955 г. и курсировали по всей нашей необъятной стране.

Всего было выпущено свыше 4 тыс. паровозов. У данного экземпляра - №3645.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Возле его движущих колес диаметром 1,5 метра легко "затеряться" даже взрослому человеку...

 

Венев. Прогулка по городу

 

"Аллея железнодорожников" сделана с размахом и способна вместить еще много экспонатов. На сегодняшний день ее экспозиция заканчивается "сторожевой башней",

 

Венев. Прогулка по городу

 

на которой можно рассмотреть фигуру казака, выполняющего роль охранника.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Да, еще мы забыли упомянуть о водонапорной башне, точнее о том, что от нее осталось после взрыва 1941 г.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Насчет этого сооружения у городских властей было много разных планов: от демонтажа, до создания на его основе некого подобия сторожевой башни со смотровой площадкой. Решили видимо остановиться на промежуточном варианте - сделали что-то вроде сокровищницы, вход в которую охраняет русский воин в доспехах при поддержке артиллерии.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Рядом со зданием вокзала установлен памятник "красному директору" Ивану Алексеевичу Лихачеву (уроженец Венева), прошедший путь от "матроса до министра".

 

Венев. Прогулка по городу

 

Мы покидаем станцию "Венев" с ее музеем под открытым небом

 

Венев. Прогулка по городу

 

и по улице Стрешнева направляемся в центр города.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Проехав метров 700 по достаточно разбитой дороге мы сделали нашу следующую остановку. Перед нами Парк культуры и отдыха им. Д.Т. Стихарева.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Судя по афише  еще совсем недавно здесь проходили народные гуляния посвященные масленице.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Сегодня обычный рабочий день и в парке безлюдно.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Прогуливаясь по березовым аллеям парка мы увидели пару аттракционов:

 

Венев. Прогулка по городу

 

колесо обзора для взрослых

 

Венев. Прогулка по городу

 

и аналогичный "экспонат" для детей.

 

Венев. Прогулка по городу

 

По соседству расположились детская

 

Венев. Прогулка по городу

 

и спортивную площадки.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Пройдя мимо летнего театра

 

Венев. Прогулка по городу

 

мы неожиданно для себя вышли к .... местному (старому) кладбищу,

 

Венев. Прогулка по городу

 

в центре которого возвышается храм Иоанна Предтечи построенный в 1773 г. на средства горожан.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Практически на границе кладбища с парком

 

Венев. Прогулка по городу

 

находится братская могила с монументом "Воин и девочка", в которую перезахоронены останки 331 воина павшего в боях за освобождение города от немецко-фашистских оккупантов.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Рядом - поклонный крест, установленный в 2009 г.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Снова переходим на территорию парка и по уже знакомым нам березовым аллеям,

 

Венев. Прогулка по городу

 

мимо скульптурных композиций персонажей из детских сказок

 

Венев. Прогулка по городу

 

возвращаемся к нашей машине и продолжаем движение к центру города.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Выезжаем на улицу Бундурина, в начале которой установлен монумент "Зенитно-артиллерийская пушка" (85-мм зенитка 52-К установлена в 1966 г. в ознаменование 25-летия обороны Тулы и освобождения Веневского района от немецко-фашистских захватчиков).

 

Венев. Прогулка по городу

 

и останавливаемся на пересечении с ул. Льва Толстого.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Следующий пункт нашего маршрута - площадь Ленина, и судя по узнаваемому издалека силуэту - мы на верном пути.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Подходим ближе к монументу и видим, что взгляд вождя мирового пролетариата обращен в сторону полуразрушенной колокольни... (из уст местных жителей по данному поводу можно услышать следующее: "Вечно живой пришел на покаяние").

 

Венев. Прогулка по городу

 

Огибаем монумент и убеждаемся, что перед нами действительно Ленин, памятник которому был установлен в Веневе в 1938 г.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Слева от монумента (если смотреть на него с "главной" стороны) находится Аллея Славы,

 

Венев. Прогулка по городу

 

по которой можно пройти к зданию Администрации Веневского района.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Справа - сквер с детской площадкой,

 

Венев. Прогулка по городу

 

ну а впереди - 78-ми метровая колокольня Никольской (Николаевской) церкви - самое высокое строение города.

 

Венев. Прогулка по городу

 

К ней мы и направляемся.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Сейчас мы находимся в историческом центре Венева - на Красной площади,

 

Венев. Прогулка по городу

 

которая до революции выглядела следующим образом.

 

Венев. Прогулка по городу

фотография с сайта http://tula-web.ru/photo/foto_megamax.php?uk=viw987cl_1255793894&page=

 

Чтобы иметь полное представление о центральной площади Венева на начало XX века - обратимся к плану города, приведенному в http://www.veneva.ru. Цифрами на плане обозначены следующие объекты: 2- приходские церкви (Никольская, Покровская, Богоявленская); 10 - Магистрат и Градская дума; 7, 12, 20 - торговые лавки; 24 - торговые лавки. которые планировалось возвести; 21, 22, 23 - жилые дома.

 

Венев. Прогулка по городу

 

В 1918 г. в центре веневской Красной площади был установлен памятник Ленину, после чего картина резко изменилась:

 

Венев. Прогулка по городу

 

- Николаевский храм (постройка 1834 г.) был закрыт в 1930 г., сильно пострадал во время обстрела города немцами в 1941 г. и был демонтирован в послевоенные годы, как ветхое сооружение.;

 

Венев. Прогулка по городу

 

Сегодня на месте храма установлен Поклонный крест;

 

Венев. Прогулка по городу

 

- Покровская церковь (постройка 1737 г.)  находится в весьма плачевном состоянии;

 

Венев. Прогулка по городу

 

- многие бывшие торговые лавки и жилые дома либо разрушены,

 

Венев. Прогулка по городу

 

либо находятся на стадии "самоликвидации".

 

Венев. Прогулка по городу

 

Задержимся на некоторое время возле колокольни бывшей Николаевской церкви.

 

Венев. Прогулка по городу

 

И по сей день это уникальное сооружение является визитной карточкой города.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Построена она была на средства московского миллионера (бывшего крестьянина коломенской слободы) Матвея Ярцева. На колокольни в лучшие времена ее "жизни" располагалось 6 колоколов, звон которых разносился далеко за пределы дореволюционного Венева.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Рядом с колокольней находится еще одно уникальное (в историческом плане) здание  - Каменные палаты.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Они датируются XVII веком и считаются одним из старых зданий города.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Кто их первый владелец - неизвестно, но с 1796 г. Каменные палаты принадлежали местному купцу Федору Расторгуеву.

 

Венев. Прогулка по городу

 

В начале XIX века Расторгуев продает дом городским властям и в нем размещаются магистрат и Городская дума. После 1917 г. здание было передано библиотеке, а с 1981 г. и по настоящее время в нем располагается местный краеведческий музей.

 

Венев. Прогулка по городу

 

Еще одно здание Красной площади, которое находится в относительно приличном состоянии - здание бывшего "Высшего начального земского училища", построенное в 1912 г. В советский период его "арендовали" сначала начальная школа, потом (с 1963 г.) - "Дом пионеров", преобразовавшийся после периода перестройки (когда пионеров "сократили") в "Веневский детско-юношеский центр".

 

Венев. Прогулка по городу

 

Чуть в стороне от Красной площади (в направлении реки Веневка) просматриваются купола Богоявленского храма (построен во второй половине XVIII века на средства местного купца Ивана Бородина) и Казанской церкви (на фотографии - слева).

 

Венев. Прогулка по городу

 

В XVII-XVIII веках на этом месте располагался  Богоявленский мужской монастырь, который был упразднен в 1770 г. в связи с вступлением в силу "Манифеста о секуляризации монастырских земель", подписанного Екатериной II (согласно этому документу многие монастырские земли, в том числе и Богоявленского мужского монастыря в Веневе, отчуждались в пользу государства).

 

Венев. Прогулка по городу

 

Сделав "круг почета" по Красной площади Венева

 

Венев. Прогулка по городу

 

 

 

Венев. Прогулка по городу

 

 

 

Венев. Прогулка по городу

 

мы спускаемся к реке

 

Венев. Прогулка по городу

 

и проехав по городу еще пару километров

 

Венев. Прогулка по городу

 

в сторону Зарайского моста

 

Венев. Прогулка по городу

 

покидаем город.

 

Венев. Прогулка по городу

 

На этом нашу экскурсионную программу по Веневу можно считать завершенной. Несмотря на то, что мы познакомились не со всеми его знаковыми местами - представление о городе у нас сформировалось вполне определенное...

 

Венев. Прогулка по городу