Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

ноябрь 2015

Сегодня мы с вами находимся в Гусь-Хрустальном, районном центре Владимирской области...

Цель нашего приезда - посетить  Музей хрусталя, который располагается по адресу: ул. Калинина 2в (широта 55°37′11″N (55.619813), долгота 40°39′28″E (40.657911))

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

В сквере перед музеем нас встречает памятник Акиму Мальцову, который в 1756 году основал во Владимирском уезде Московской губернии, при сельце Никулине, в урочище Шиворово на реке Гусь новый хрустальный завод...  Как вы уже догадались,  сегодня это местечко есть ни что иное, как город Гусь-Хрустальный...

.

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

В дальнейшем, по наследству, завод перешел в собственность его сына - Сергея Акимовича, который владел им до 1823 года, а от того - к Ивану Сергеевичу Мальцову (одного из сыновей Сергея Акимовича) - известному российскому дипломату и крупному промышленнику.  По утверждению историков Иван Сергеевич был фигурой во многом противоречивой: с одной стороны - это умный и образованный человек, а с другой - большой скептик, страдающий корыстолюбием... Также, несмотря на свои большие капиталы И.С. Мальцов был достаточно скупым человеком. Причем эта скупость в нем проявлялась даже по отношению к себе - он мог частенько урезать себя в питании... За все это друзья дали ему кличку "Мефистофель"...

В 1880 году И.С. Мальцов скончался в Ницце. Перед смертью он все свои активы завещал своему племяннику - Юрию Степановичу Нечаеву (происходил из дворян Рязанской губернии). Последний унаследовал еще и фамилию Мальцовых...

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

Надо сказать, что еще при жизни И.С. Мальцова Нечаев являлся управляющим Гусевского завода, поэтому вступив в права официального наследника он еще с большим усилием и рвением взялся за переоборудование завода и применение на нем самых новых, современных технологических процессов. Результаты последовали незамедлительно: в 1893 г. в Чикаго хрустальные изделия завода получили бронзовую медаль, а в 1990 г. в Париже - Гран-при...

В отличии от своего предшественника Ю.С. Нечаев-Мальцов  был щедрым благотворителем и меценатом: в 1885 году им основано первое во Владимире земское реальное училище (впоследствии названное именем И.С. Мальцова), которое по устройству и оборудованию мастерских было лучшим в Европе среди подобных заведений. На средства Нечаева-Мальцова строятся Музей изящных искусств в Москве (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), церкви в Рязанской и Смоленских губерниях, и Георгиевский собор В Гусь-Хрустальном, где сегодня и располагается Музей хрусталя...

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

На строительство Георгиевского собора Юрий Степанович  Нечаев-Мальцов выделил 560 тысяч рублей золотом...

Такая большая сумма не случайна - к проектированию, строительству и отделки храма были привлечены одни из самых известных в то время архитекторов и художников.  Архитектором был Леонтий Николаевич Бенуа (почетный председатель Общества архитекторов-художников,  представитель художественной династии Бенуа, сын главного архитектора Петергофа). Бенуа со всей серьезностью отнесся к порученному делу, и спустя 11 лет после начала строительства (в 1903 году)

 

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

Георгиевский собор, выполненный в стиле католической церкви (базилика) принимал первых прихожан и поражал всех своим великолепием...

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

 

Внутри собора мы можем увидеть три нефы, разделенные колоннами из черного горного лабродорита...... Высота центральной составляет 16 метров. Высокий потолок центральной части собора позволил проделать в стенах верхнего яруса ряд окон, что обеспечило дополнительное внутреннее освещение в светлое время суток. В вечерние часы в соборе включались 12 электрических хрустальных люстр, которые бесследно исчезли после событий 1917 года...

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

 

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

По счастливой случайности на Гусевском хрустальном заводе (где были изготовлены люстры) сохранилась 13-ая, которая считалась образцом. Сегодня именно она и висит в соборе. Кстати, каждая хрустальная люстра весила 350 кг...

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

 

Пол выложен метлахской плиткой из Германии, которая хорошо сохранилась до наших дней...

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

Для росписи собора, по рекомендации Бенуа, был приглашен Виктор Михайлович Васнецов....  Он выполнил 5 работ, из которых 2 ("Страшный суд" и "О тебе радуется, Благодатная!") и сегодня находятся внутри музея...  Три других (полотна размерами 3х5 метров): "Евхрастия", "Сошествие во ад", "Распятие"  хранятся в С.-Петербурге в Государственном музее истории религии.

Для западной части Георгиевского собора Васнецов написал огромное полотно "Страшный суд" (площадь полотна 49 кв.м.). Вообще тема "Страшного суда" не нова... 

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

 

Всему миру известны одноименные фрески Джотто (часовня Скровеньи, Италия),  Рублева (Успенский собор), Микеланджело Буонарроти (Ватикан), полотна Петера Рубенса, Жана Кузена.... Над своим полотном Васнецов работал на протяжении 8 лет: с 1896 по 1904 гг. Для работы ему был отведен отдельный зал в Историческом музее в Москве...

 

Основная идея картины "Страшный суд" - судилище над всеми людьми (и живыми и мертвыми) в конце света... В этот момент происходит определение грешников на вечные муки в ад, а праведников на блаженство в рай...

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный. "Страшный суд" Васнецова

 

 

В самом центре картины мы видим маленькую полуобнаженную фигуру человека, стоящего в деревянном гробу - это символ души человека предстает перед судом и молящейся о своих грехах... 

Чуть выше его - мы видим ангела хранителя этого человека. В правой руке он держит свиток его добрых дел (за семью печатями), а в левой руке - весы, на которых  и будет происходить оценка добра и зла...  Справа мы видим Сатану, который на чашу весов кладет свиток с грехами этого человека... Один из свитков Васнецов показывает в развернутом виде: среди первых, самых тяжких и непрощенных грехов там записаны безбожие, богохульство и гордыня... Далее идут зависть, воровство, скупость, пьянство, чревоугодие, прелюбодеяние, блуд, ложь, клевета, сквернословие, злоба, гнев, убийство, разбой, казнокрадство и т.д. ...

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный. "Страшный суд" Васнецова

 

На облаках восседает сам главный судья - Иисус Христос...

В ногах у него  прородители рода человеческого - Адам и Ева, которые  молят о пощаде своих детей. К Иисусу склонились его мать - Дева Мария и Иоанн Предтечи... Они также молят о снисхождении к роду человеческому... Но лицо Христа беспристрастно и непреклонно  - он будет судить людей по всей строгости... За Христом сидят его ученики - 12 апостолов...

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный. "Страшный суд" Васнецова

 

 

По бокам Христа (у краев полотна) расположены два его архангела:

у ворот рая мы видим архангела Гавриила, за которым течет молочная река с кисельными берегами

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

 

У ворот ада - архангел Михаил... В одной руке у него карающее копье, а в другой - сверкающая молния

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

 

Низ картины - это царство смерти... Трубящие ангелы возвещают о начале страшного суда. Из гробов поднимаются усопшие...

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный. "Страшный суд" Васнецова

 

 

Вскипает море, отдавая на суд утопленников...

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

 

Из расщелины земли выползает гигантский чудовищный черный змей - олицетворение зла... На борьбу со змеем и идет архангел Михаил...

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный. "Страшный суд" Васнецова

 

 

По церковным канонам сюжет "Страшного суда" помещался всегда в западной части православных христианских храмов и соборов. Это было не случайно, т.к. именно в этой стороне находился выход. После проповеди, когда верующие шли к выходу  - они поневоле обращали внимание на "Страшный суд", который еще раз напоминал им о том, какие мучения их ждут за грехи на том свете, призывая тем самым людей к праведному образу жизни...

К сожалению полотно Васнецова было забыто учеными и до сих пор считается малоизученным. Некоторые специалисты утверждают, что работая над полотном автор поместил в рай и ад конкретные исторические личности...

В раю они находят княжну Ярославну и князя Игоря, княгиню Ольгу, князя Владимира. На переднем плане в раю мы видим 3-х девушек в светлых одеждах - это Вера, Надежда, Любовь со своей матерью Софьей, которые погибли в Риме мученической смертью отдав свои жизни за веру в Христа... Рядом с ними - полуобнаженные фигуры отшельников. Их Васнецов также помещает в рай, т.к. отшельничество на Руси считалось наибольшим выражением святости...

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный. "Страшный суд" Васнецова

 

В аду специалисты находят Петра I, Ивана Грозного, Бориса Годунова, хана Батыя, императора Нейрона....

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

 

В 1923 году собор был закрыт, "Страшный суд" свернули в навал и отправили сначала храниться во Владимир (где полотно некоторое время было выставлено в Георгиевском приделе Успенского собора - в этот период собор был музеем). В 1944 г. Успенский собор во Владимире был вновь открыт для богослужения и картину отправили в Суздаль, где она до 1979 года хранилась как попало в подвалах местного кремля... К этому времени в Гусь-Хрустальном в Георгиевском соборе решили организовать Музей хрусталя и картину вернули на место, как неотъемлемую часть интерьера собора. Однако сохранность полотна оставляла желать лучшего: была утрата красочного слоя (особенно по краям картины). В связи с этим "Страшный суд" Васнецова отправили на реставрацию в С.-Петербург. На протяжении последующих 4-х лет лучшие художники-реставраторы восстанавливали картину, и в 1988 году она предстала перед посетителями музея во всей своей красе...

Вторая работа Васнецова, которую мы можем увидеть в восточной алтарной части Георгиевского собора - это композиция, выполненная в технике мозаики "О тебе радуется, Благодатная!".  Будет точнее, если мы скажем, что эта работа сделана по эскизам Васнецова, а выполнил ее талантливый петербуржский мастер-мозаичист Владимир Александрович Фролов...

 

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный     Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный.

 

В центре композиции изображена богоматерь Оранта (в переводе с латинского - человек молящийся). Исходя из своего названия эта богоматерь всегда изображается  с воздетыми к небу руками и молится за  род человеческий - за нас с вами...

Богоматерь стоит в окружении ангелов и святых. Ее голова и головы святых украшены золочеными нимбами (это и есть символ святости). Вообще-то этот образ больше известен у нас как "Нерушимая стена" (именно под этим названием можно приобрести икону в иконной лавке).

 

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

Теперь вернемся снова к собору...

После 1917 года службы в храме были  запрещены и собор долгое время пустовал...

В 1923 году было принято решение разместить в соборе государственные учреждения... Чтобы здание не напоминало о его бывшем предназначении - его "обезглавили" (как вы уже заметили, купола на сегодняшнем соборе отсутствуют)...

Когда здание привели "в порядок" - сначала в нем разместился Дворец Труда им. Л. Троцкого....

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

Затем кинотеатр,

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

 

ну а потом - библиотека, музыкальная школа.... В конечном итоге все закончилось складами торга...

В этот период мозаику Фролова спас тот факт, что "реставраторы" послереволюционного периода решили, что им проще будет замазать ее побелкой, чем тратить силы на ее обдирание (что и было сделано)...

В 1970 году Владимиро-Суздальский музей-заповедник берет собор под свою опеку. К этому времени внутри здание выглядело следующим образом:

 

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

 

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

 

Дальнейшие реставрационные работы проводились на протяжении 10-ти лет (с 1973 года). После их окончания в соборе открывается Музей хрусталя, рассказывающий об истории развития Гусевского хрустального завода, его продукции и традициях... Обо всем этом мы вас познакомим в нашем следующем фотоотчете, а сейчас давайте еще раз добрым словом вспомним тех, кто принял активное участие в строительстве Георгиевского собора....

 

 

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

 

 

В заключении данного   материала хотелось бы поблагодарить работников музея и экскурсовода Евдокимову (к сожалению имя и отчество мы забыли) за  великолепную экскурсию и рассказ, содержание которого использовалось нами при подготовке данного сюжета (при посещении музея настоятельно рекомендуем воспользоваться услугами профессионального гида)...