Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

ноябрь 2015

Мировая история стекла насчитывает свыше шести тысячелетий... Что же касается России, то первые стекольные заводы (Измайловский и Петербургский) появились здесь в 17 веке . Все они были казенные и предназначались исключительно для обеспечения стекольной продукцией царской семьи и особ к ней приближенных... В домашнем быту в тот период стеклянная посуда фактически не использовалась из-за ее редкости и эксклюзивности. В 18 веке начинают появляться частные стекольные предприятия, призванные изготовлять бытовую посуду. Среди этих заводов особое место занимало производство Акима Мальцова, которое располагалось под Можайском... В 1756 г. Сенат принимает закон, запрещающий строительство железных и стекольных заводов близ Москвы и Санкт-Петербурга (очевидно из-за вредности этих производств). В связи с этим Мальцов нашел новое место для своего предприятия недалеко от сельца Никулино, в урочище Шиворово на реке Гусь (здесь были обнаружены большие залежи чистейшего песка, который является основным сырьем для данного производства). Так было положено начало старейшему стекольному заводу  нашей страны... Спустя некоторое время на Гусевском заводе наряду с бытовой посудой стали изготавливать и более ценные декоративные изделия.

Уже в 19 веке "мальцовский" хрусталь отличался высоким качеством и пользовался большой популярностью... На всероссийской выставке мануфактуры в 1831 г. продукция Гусевского завода была удостоена Малой золотой медали, в 1833-1835 гг. - Большой золотой медали... В 1849 г. Гусевский завод получает право использовать изображение Государственного герба на своих изделиях, а в конце 19 века продукция завода становится призером уже всемирных выставок: в 1893 году в Чикаго завод был награжден Бронзовой медалью, а в 1900 году  в Париже - удостоен Гран-при...

Сегодня мы с вами имеем уникальную возможность ознакомиться с продукцией знаменитого Гусевского завода от момента его основания до наших дней, которая в полном объеме представлена в Музее хрусталя, расположенном в Георгиевском соборе...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Перед нами - первая продукция завода - 2-ая половина 18 века...

Все эти изделия выполнены из простого стекала. В то время в России господствовал стиль барокко, поэтому изделия этого периода - торжественные кубки, украшенные тончайшей гравировкой. Матовый непрозрачный рисунок гравировки наносился на изделия остро заточенным медным колесиком, закрепленным на вращающейся оси. На заднем плане мы видим два штофа, изысканность которым придает  золотая роспись. В то время (1800-ые года) эти изделия стоили очень дорого и делались только на заказ. Что же касается так называемого ширпотреба, то в тот период это была в основном различная аптекарская посуда (банки, флаконы, бутылки) из бесцветного прозрачного стекла...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Начало 19 века...

В это время в России появляется свинцовый хрусталь (его родина - Англия. Там свинцовый хрусталь был запатентован в конце 17 века)...

Если немного заглянуть за ширму секретности, то хрусталь - это прежде всего стекло, которое отличается своим составом: имеется присадка в виде оксида свинца. Наличие этого тяжелого оксида металла придает стеклу больший удельный вес, металлический блеск и появляется "малиновый" звон (именно по нему и определяют принадлежность изделия к хрусталю)... Как только свинцовый хрусталь появился в России - его моментально освоили на Гусевском заводе. На смену барокко к этому времени приходит стиль ампир, что незамедлительно отразилось и на продукции завода: изделия стали более броскими, лаконичными по форме и украшались различными видами резьбы. Когда резьба наносилась на стекло - она имела матовый оттенок (такой же, как и при гравировке). В дальнейшем ее шлифуют, после чего она переливается всеми цветами радуги, как алмаз. В связи с этим во всем мире принято называть резьбу по стеклу алмазной гранью. В этот период в основном используются геометрические грани, которые также позаимствованы в Англии. Грань, напоминающая пирамидки называется "бриллиантовой" (получила название по методу обработки алмазов)...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Примером продукции того периода с алмазной гранью "бриллиант" является  двугорлый графин и рюмки его окружающие...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Наряду с "бриллиантовой" гранью на Гусевском заводе используются кольцевые и спиралевидные...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Продолжаем осмотр музейной экспозиции...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

За относительно короткий промежуток времени гусевские мастера освоили все имевшие место виды алмазного гранения, а также разработали собственный рисунок, получивший название "мальцовской" алмазной грани...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Еще одна модификация алмазной грани, которая была разработана мастерами Петербургского Императорского завода, и которую освоили на Гусевском предприятии - "русский камень" - призматическая  резьба в виде восьмигранника (при соответствующей подсветки такая грань играет как настоящий драгоценный камень)...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Во второй четверти 19 века  Гусевский завод выпускает достаточно большое количество изделий из цветного стекла...

Местные мастера освоили рецепты его изготовления: синяя окраска стекла получается при добавлении кобальта, фиолетовая - марганца...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Во второй половине 19 века осваиваются и самые дорогие окраски хрусталя: красно-малиновый (золотой рубин) - получается при добавлении в хрусталь коллоидного раствора золота (т.е. металлическое золото растворяется в смеси соляно-азотной кислоты, известной как "царская водка", а потом ее добавляют в хрусталь) и оттенки зеленого и желтого цветов, которые получались при добавлении в хрусталь оксида урана...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Перед нами один из первых образцов изделий из цветного стекала - стакан с шелкотрафаретной печатью (1830 г.)...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

 

Следующий стенд с образцами продукции Гусевского завода...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Здесь, на переднем плане, мы видим три маленьких рюмочки, которые называются "муха"... Их вместимость не больше одной столовой ложки, а появились они на свет благодаря одному из указов Петра I, который обязал всех владельцев кабаков и трактиров первую рюмку наливать посетителям бесплатно. В то время рюмки были достаточно вместительные, и многие посетители  после приема "халявы" не делали заказы, а покидали злачные заведения и перебирались в соседние... Трактирщики терпели большие убытки. После долгих раздумий они обратились к стекольщикам с просьбой сделать рюмку "муха". Заказ был быстро исполнен и все вернулось на места свои...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Одним из уникальных изделий, представленных в музейной экспозиции является "Букет цветов", выполненный мастером Р. Васильевым в 1830 году...

На заводе сохранилась легенда, согласно которой у Васильева зимой сильно заболела маленькая дочь Ксюша. В бреду она очень часто вспоминала лето и живые цветы. Однако у крепостного мастера не было возможности зимой достать цветы, и чтобы хоть как-то уменьшить страдания своего ребенка Васильев, получив разрешение управляющего заводом, отправляется в губу (помещение в центре которого стоит печь для варки стекла). Через некоторое время он появляется оттуда с вазой цветов в руках...  Когда Ксюша их увидела - она очень быстро пошла на поправку...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

В третьей четверти 19 века на Гусевском заводе выпускаются популярные на тот момент изделия в так называемом "русском" стиле - из бесцветного стекла с росписью, имитирующей вышивку русских национальных костюмов, а также художественную резьбу по дереву и камню...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

На многих изделиях мы видим различные пословицы и поговорки: "Пей, пей - увидишь чертей", "Чарка вина прибавит ума", "Нет питья лучше воды..." и др.

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Со второй половины 19 века на Гусевской хрустальной фабрике выпускаются изделия, предназначенные для экспорта на восточные рынки...

 

 

Музей хрусталя. Гусь-ХрустальныйМузей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Как правило, все эти изделия изготовлялись для персидской знати...

 

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Вскоре на Гусевском  заводе  появляется новый стиль алмазной грани - "светлое растение" (один из мастеров перенес на изделия зимние узоры, которые он увидел на своем оконном стекле). Именно изделия, украшенные этой гранью и завоевали Гран-при в Париже в 1900 году...

 

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Если посмотреть на некоторые изделия - то может показаться, что они бракованные...

На самом деле такая  обработка  верхней части изделия  делается специально, для последующей установки металлического горлышка...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Перед нами небольшая часть знаменитого "мальцовского" сервиза...

Знаменит он прежде всего тем, что в середине 19 века Гусевский завод заполнил всю Россию этой своей продукцией. Стандартный "мальцовский" сервиз на 19 персон состоял из 156 предметов. Сервиз мог изготавливаться как из бесцветного хрусталя, так и из бесцветного стекла, тем самым его покупателями могли быть люди как с большим достатком, так и с более тощим кошельком... Кроме этого каждый покупатель по каталогу мог выбрать еще и ту или иную алмазную грань которая также сказывалась на цене изделия)

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Прибор для крюшона....

Цветной хрусталь, выдувание в форму, пантографное травление, роспись золотом....

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Тарелка с портретом Наполеона, рюмки и бокалы из сервиза Александра и Марии Вюртембергских, бокал с гербом рода Нарышкиных - все это продукция Гусевского завода...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

В конце 19 века на предприятии значительно расширились технические возможности обработки изделий. На смену хрусталю с алмазной гранью приходит мода на цветное стекло. Разнообразнее стала цветовая палитра изделий, появляются новые приема декора, такие как иризация (впервые такое стекло делали еще в Древнем Риме, но затем секрет был утерян. Восстановил эту технику в конце 19 века американец Тиффани (стекло Тиффани). В переводе с латинского на русский иризация означает "радужный"), миллефиори (когда-то эта техника принесла богатство и славу венецианским мастерам. Переводится с итальянского как "тысяча цветов"), цветные люстры... Осваивают гусевские мастера и секреты обработки стекла, которые позволяют имитировать различные поделочные камни (яшму, авантюрит и др.).  Все это нашло свое отражение и в продукции завода того времени:

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

 

 

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Жемчужиной и гордостью музейной коллекции являются изделия, выполненные в технике галле (названа так в честь французского дизайнера, открывшего технику многослойного травления стекла)...

Суть этого метода заключается в следующем: если в изделии имеется 2 основных цвета - выдуваются две оболочки, одна из которых вправляется в другую (если 3-4 цвета - соответственно 3-4 оболочки). Напоминает эта процедура принцип "матрешки". Когда стекло затвердевает, художник на цветной оболочке рисует ту или иную картину специальным асфальтовым лаком, который устойчив к воздействию кислот. Далее на изделие наносится плавликовая кислота, которая вытравливает незащищенные участки стекла до тех пор, пока процесс не затронул нижнюю оболочку. После этого изделие промывается сушится и процесс повторяется на следующем слое... Результаты такой обработки мы видим ниже... Такие изделия были очень дорогими и изготавливались в свое время исключительно для российской правящей элиты. Для примера: в 2011 году в Петербурге в антикварном магазине была выставлена на продажу ваза Гусевского завода, выполненная в технике галле, которая принадлежала одному княжескому роду. Она была продана за 2 млн 700 тыс. рублей...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Переходим к продукции завода начала 20 века...

В это время Гусевская хрустальная фабрика становится крупным производством, выпускающее более 3000 наименований из стекла и хрусталя. Популярным становится столовое стекло, декор которого выполнялся на специальных гильоширных и пантографных машинах... Широко использовались и станки для нанесения машинной гравировки, алмазной грани и так называемые "дерижерные машины"  для нанесения рисунка с последующим травлением (такой способ декора получил название "хрустальная навивка")

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Основной акцент в изделиях завода того времени делается на разнообразие форм: большой популярностью пользуются изящные вазочки для одного цветка и крюшонные наборы...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Перед нами три бокала... Если внимательнее к ним присмотреться, то видно, что ножка у них прозрачная, а вот пойло (так называется та часть бокала, куда наливается жидкость) - желто-зеленого цвета... Эти бокалы - часть "мальцовского сервиза". Во всех его модификациях эти бокалы всегда имели такой цветовой оттенок. Они предназначались исключительно для рейнвейна (модного в то время вина с берегов Рейна). Это вино ценили за высокие вкусовые качества, но оно имело один визуальный недостаток - было слегка мутноватым... Чтобы скрыть этот "дефект" напитка бокалы для него и изготавливались определенного цвета, да еще при этом были богато украшены алмазной гранью...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

В алтарной части Георгиевского собора мы видим небольшую стилизованную столовую середины 19 века...

Как вы помните, в то время уже в большом количестве выпускались столовые сервизы, который мы здесь и наблюдаем. Украшением стола является высокая сборная ваза - конфектура. Поскольку в тот период основным источником освещения являлись свечи, то на Гусевском заводе было освоено производство роскошных стеклянных и хрустальных канделябров и люстр...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

По ходу нашего движения возникает композиция "Живые камни" (работа современного мастера А.В. Корнеевой)

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

В центре алтарной части музея возвышается композиция "Гимн стеклу"....

Она была подарена мастерами Гусевского завода музею к его открытию (в 1983 году). Высота композиции 5 метров, а вес - свыше 6 тонн...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Минуем еще одну современную работу - "Возрождение" (мастер Е.И. Рогов),

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

В следующем проеме алтарной части мы имеем возможность осмотреть фрагмент городской гостиной начала 20-ого века...

В этот период популярен стиль модерн, поэтому  хозяйки любят украшать свои комнаты красивыми вещами из простого стекла. На смену канделябрам пришли керосиновые лампы и светильники, которые также являлись заказной продукцией Гусевского завода...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Наступило время перемен - 1917 год...

В 1918 году особым декретом Совета Народных Комиссаров в стране была национализирована стекольная промышленность. Заводы, принадлежащие акционерным обществам перешли в собственность объединения "Гусь-комбинат".

В это время на заводе начинаются проблемы с сырьем. Чтобы скрыть плохое качество сырья при варке стекло "глушили", т.е. делали его непрозрачным. Чтобы при этом изделие выглядело красивым - его богато покрывают росписью, а чтобы идти в ногу со временем - в продукции завода появляется и новый слоган: "На посту", "Пятилетка за 4 года" и др. ...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Если внимательнее присмотреться к этим изделиям - то можно разглядеть на них посторонние надписи. Все дело в том, что в то время были проблемы с бумагой и некоторые расчеты (например, стоимости изделия в зависимости от объема и др.)проще было сделать на опытных образцах...

 

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

В 30-ые годы 20 века на заводе продолжают массовый выпуск ваз для одного цветка (ее еще называют "берцовая кость") и под заказ (для различных столичных выставок) делают изделия в технике галле...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

 

Широко начинает использоваться живопись на молочном стекле, выполненная эмалевыми и силикатными красками, а также глубокое травление по многослойному стеклу...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

В годы Великой Отечественной войны Гусевский завод выпускает продукцию необходимую для фронта: медицинская посуда, бутылки для зажигателной смеси и др.

В послевоенные годы на завод стали поступать заказы на выполнение тематических работ:

В 1947 году Москва отмечает свой юбилей - 800 летие. Завод в огромном количестве начинает выпуск продукции, посвященной этой дате....

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Не остались из без внимания завода видные деятели нашей страны: ниже мы видим Кубок Победы и вазу с портретом Сталина, которые были преподнесены в дар "отцу народов", а рядом с ними - кобальтовый кубок, который был подарен Анастасу Ивановичу Микояну...

 

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный     

 

 

Не остались в стороне и писатели...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

В середине 50-х годов прошлого века на заводе продолжается "урановая тематика"...

Правда 1958 год стал последним годом варки уранового стекла - во всем мире вводится запрет на свободную добычу радиоактивных элементов, и с тех пор уран, как краситель стекла достать невозможно....

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный                        Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Среди "типичной" продукции 50-х годов можно выделить и крюшонный набор "30 лет СССР",

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

или вот такие изделия, подчеркивающие традиции и самобытность Гусевского завода...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

В искусстве в то время наблюдается склонность к монументализму, что сказалось и на продукции завода:

- на данном стенде представлены две массивные настольные лампы. Одна из них, красного оттенка была подарена Сталину, другая - Хрущеву...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Еще одним примером монументализма является вот эта декоративная ваза "Каменный цветок", созданная по знаменитому сказу Бажова...

Ее с большим трудом поднимают два человека...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

В 60-ые годы на Гусевском заводе складывается творческий коллектив художников - выпускников высших художественных промышленных училищ. Начинает решаться задача обновления номенклатуры выпускаемой продукции,  появляются изделия, окрашенные концентратами окислов редкоземельных элементов...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

В этот период народ отдает предпочтение обычному цветному стеклу (прежде всего из-за цены)...

 

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Из этой композиции можно выделить декоративную вазу "Космос", оригинал которой был подарен первому космонавту Ю.А. Гагарину (она сейчас хранится в музее Звездного городка)...

 

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Отдельно следует отметить такое направление в производственной деятельности Гусевского завода, как скульптура из хрусталя...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Сделаны они в гутной технике...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

В настоящее время, по традиции, если завод посещает какое-нибудь официальное лицо высокого ранга, то ему преподносят в дар именно такие изделия...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

На данном стенде мы видим продукцию завода, которая выпускалась  в конце 20 века, перед тем, как завод был закрыт "на реконструкцию"...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

После "реконструкции" завод открылся только 26 декабря 2013 года...

Если раньше на этом градообразующем предприятии работало свыше 7,5 тыс. человек, то в 2013 г. штат состоял из 80 работников, в распоряжении которых оказался только один цех (все остальные заводские помещения сданы в аренду).

Сегодня в Гусь-Хрустальном функционируют два стекольных производства: Гусевский хрустальный завод и Опытный стекольный завод, на котором налажен массовый выпуск художественных предметов из цветного стекла...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

Если экспозиции, выставленные по периметру Георгиевского собора рассказывают об этапах развития Гусевского завода, то в центре зала выставлены работы отдельных художников - мастеров стекольного дела...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

Осмотрев их работы,

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

 

 

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

 

мы поблагодарили нашего гида госпожу Евдокимову за замечательную экскурсию (материалы которой мы использовали в нашем рассказе), и с чувством удовлетворения покинули замечательный Музей хрусталя...

 

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный