Кунины. Село Иловай-Дмитриевское. История семьи длиною в век

Kounin. The family history of length at age

февраль 2016

 

Несколько лет тому назад, мы решили съездить в село Иловай-Дмитриевское Тамбовской области.

 

село Иловай-Дмитриевское Тамбовской области

село Иловай-Дмитриевское Тамбовской области

 

 До революции это было огромное село с населением порядка 5400 человек. А поехали мы туда в надежде, что-то узнать о семье Куниных, которая проживала там до известных событий 1917 г., - хотя мы практически и не верили в положительный результат, ведь прошло почти сто лет....

Согласно ревизским сказкам и метрическим книгам, хранящимся в Государственном Архиве Тамбовской области, Кунины принадлежали к сословию однодворцев.

 

Примечание: однодворцы в Российской империи - сословие, социальный слой, возникший при расширении южных границ Русского государства. Они являлись потомками служилых людей, несших дозорную и сторожевую службу на южных границах в XVI-XVII вв. Коренными жителями края считались служилые люди, помещенные в опустевшем пограничье в XV-XVII веках для охраны путей, ведущих с юга к Москве. Класс однодворцев сформировался из русских детей боярских украинных городов (особый разряд детей боярских), стрельцов, солдат, рейтаров, драгун, копейщиков, пушкарей, засечных сторожей и обедневших дворян, городовых,  казаков а также части татарской аристократии. "Дети боярские" считались привилегированным разрядом воинов. Как и дворяне, все однодворцы уже в 17 веке имели фамилии и в 18 веке в документах упоминались только с ними. Подавляющее большинство однодворцев выбирали в жены представительниц своего сословия, сословная принадлежность жен однодворцев тщательно фиксировалась в ревизских сказках конца 18 века. В число однодворцев попали и обедневшие потомки старинных дворянских родов (при Петре I некоторые из них записывались в однодворцы, чтобы избежать обязательной службы), имевшие дворянские грамоты. 5 мая 1801 г. им было предоставлено право отыскивать и доказывать потерянное их предками дворянское достоинство. Но уже через 3 года повелено было рассматривать их доказательства "со всею строгостью", наблюдая при этом, чтобы в дворянство не были допущены люди, утратившие его "за вины и отбывательство от службы" .  После введения Петром I обязательности службы для всех без исключения дворян те из однодворцев, кто не мог или не желал поступить на службу, не приобрели дворянских прав и поместий и остались в прежнем состоянии. Дворянское происхождение при этом не играло никакой роли — представители одного и того же рода, чьи предки когда-то служили, в результате петровской реформы оказались в разных сословиях. Подобно дворянам, однодворцы могли владеть землёй. За службу правительство выделяло однодворцам небольшие земельные участки в несколько десятков га и одну семью (двор) крепостных крестьян для его обработки. Отсюда и название — помещики, которое позднее осталось только за дворянами-вотчинниками. Землёй однодворцы владели по праву четвертного владения и традиционно могли продавать друг другу, либо  уступать только ближайшему родству, поэтому настоящие, многоземельные однодворческие деревни, в которых жили потомки дворян и детей боярских, обычно знали свои родословные, помнили не только кто от какого деда происходит, но и знали, кто с кем и в какой степени состоит в родстве. Как писал Н.А. Благовещенский, «эти воспоминания с точностью хранятся лишь детьми боярскими, никогда не забывавшими про свою родовитость и прежнюю службу дедов своих, в сборных же селениях не бывает преданий». Собственно, это и принималось за «чванство своим происхождением» родовитых однодворцев теми, кто своих предков и не помнили. До 1840 года однодворцы обладали правом владеть крепостными людьми, но с крестьянами однодворцы, как правило, жили одним двором. Фактически однодворческая группа занимала промежуточное положение между помещиками и крестьянами, но не слилась ни с теми, ни с другими, чем и обусловилось своеобразие культурно-бытового типа однодворцев. Сословной замкнутости однодворцев также способствовало юридическое оформление их землепользования, которое приравнивалось к землевладению. Земля передавалась в пожизненное пользование главе семьи-двора — «большаку», который имел право передавать участок по наследству старшему сыну. Владельцы четвертной земли, у которых все дети служили, могли остаться в дворянах, однако владельцев, которые не хотели идти в службу, записывали в разряд однодворцев, при этом многие из них имели так называемые «родословные деревья».

 

Благодаря данным из архива и  воспоминаниям родственников удалось составить генеалогическое дерево рода Куниных с начала XVII века (является не полным в связи с уничтожением ряда документов в 1917 году)

генеалогическое дерево рода Куниных

 С начала 19 века с общим изменением отношения правительства к дворянскому сословию меняется и положение однодворцев, которые начинают рассматриваться все в большей степени не как «бывшие дворяне», а как государственные крестьяне. Окончательно они были переведены в это сословие в 1866 году, однако в местах традиционного проживания еще долго сохраняли сословное самосознание.

 

Итак, каково же было наше удивление, когда выяснилось, что местные жители прекрасно знают и помнят об этой семье из рассказов своих родителей, бабушек и дедушек.

До настоящего времени  сохранилась фотография тех лет (ориентировочно это 1915-1916 гг.):

 

семья Куниных (Kounin)

В центре фотографии - глава семьи - Кунин Игнат Васильевич. Справа от него - супруга - Кунина (Гурьева)  Ирина Феофилактовна.

Слева направо (сидят): внучка Кунина И.В. - Клавдия, старшая дочь - Ольга  (мать Клавдии), младший сын - Михаил, старший сын - Иван, дочь Мария.

Слева направо (стоят): дочери Татьяна, Анна, Екатерина, сын Николай.

 

 Глава семейства - Кунин Игнат Васильевич занимался деятельностью связанной с производством, поставкой "битой и живой птицы" и  яиц. Основные его производственные (птицефабрика) и складские помещения располагались в Александро-Невском (первоначально станция Раненбург) Рязанской губернии, откуда, используя возможности железной дороги его продукция оперативно поставлялась в С.-Петербург, Москву и за рубеж.

По словам местных жителей   многие сельчане работали у него ( кто-то по дому, а кто-то занимался деятельностью, связанной непосредственно  с  птицеводством). Со слов дочери Кунина Игната Васильевича -  Татьяны, в памяти  у нее сохранились только два имени : управляющего Петра Ивановича и крестьянской девочки Груни, которую брала с собой на работу по дому ее мама. Эта девочка из очень бедной семьи стала лучшей подружкой Татьяны в детстве. Игнат Васильевич Кунин (со слов местных жителей) пользовался  авторитетом и уважением. В те времена в обиходе сельчан даже была такая присказка: "Когда будешь Игнатом Васильевичем,- тогда и будешь командовать". Суровым и властным  человеком был Кунин И.В., а по другому , наверное, было нельзя - хозяйство  то было большое. Редко он бывал дома: ездил по торговым делам по стране, за рубеж, был членом 3-ого раскладочного присутствия от плательщиков г.Козлова (сейчас г.Мичуринск). Большие средства жертвовал на церковь, которая и сейчас стоит в центре Иловай-Дмитриевского ( кстати, дом Куниных был буквально в 300 метрах от церкви).

 

село Иловай-Дмитриевское Тамбовской области

село Иловай-Дмитриевское Тамбовской области

 

Не забывал  он и о людях, которые у него работали - по словам местных жителей, всегда давал приданое дочерям своих работников, выходивших замуж.

Во всех адрес-календарях по Тамбовской губернии, а также в справочниках того времени "Вся Россия" можно встретить его фамилию, и фамилию его отца -  Кунина Василия Васильевича.

 

 Вот, например, перед нами страницы справочника "Вся Россия" том 2 за 1897 год...

 

Кунин И.В. (Kounin I.V)

В колонке 2218 в разделе "Птица"  мы видим подтверждение вышесказанных слов..

Кунин И.В. (Kounin I.V)

А это страницы справочника "Вся Россия" том 1 за 1895 год...

 

Кунин И.В. (Kounin I.V)

 

 

 

Кунин И.В. (Kounin I.V)

 

Перед нами "Адрес-календарь и справочная книжка Тамбовской губернии" за 1913 год.. На стр. 228 среди членов 3-его Раскладочного Присутствия мы снова встречаем фамилию Кунина И.В. Чтобы было понятно о чем идет речь - небольшая историческая справка. Раскладочные Присутствия были учреждены на основании правил "Об обложении торговых и промышленных предприятий дополнительным сбором (процентным и раскладочным)" от 15 января 1885 г. Находились в ведении губернской казенной палаты и составляли нижний уровень сложной системы  сбора налогов в царской России. В состав Раскладочного Присутствия входили податной инспектор, представитель управления акцизных сборов, и 6 членов от налогоплательщиков, которые избирались  уездными земскими и городскими управами, купеческими и биржевыми сообществами.

 

Кунин И.В. (Kounin I.V)

 

 

 

    Кунин И.В. (Kounin I.V)

 

 

В семье Куниных родилось семнадцать детей: одиннадцать сыновей и шесть дочерей. К сожалению, девять детей умерли либо при родах, либо в детстве.

Небольшое отступление: в царской России был один очень интересный момент, о котором сейчас мало кто знает - если в семье рождалось двенадцать мальчиков, то император брал такую семью на полное государственное обеспечение, и не важно было ни происхождение семьи, ни живы ли все двенадцать сыновей. Так что Куниным до "царской милости" не хватило одного сына.

 

Кунины Игнат Васильевич  и Ирина Феофилактиевна

Кунины Игнат Васильевич  и Ирина Феофилактовна

 

Очень большое внимание Игнат Васильевич уделял образованию своих детей: все дети учились в учебных заведениях г.Козлова. Следует отметить, что такое образование стоило в то время не дешево. Так как дочери Анна, Екатерина и Татьяна учились  в частной гимназии Е.П.Сатиной, то просто было не возможно, не привести здесь фотографии из книги об этой гимназии.  (Использованы фотографии гимназии с персонального сайта Олега Сазонова).

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

 

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

 

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

 

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

 

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

 

 

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

 

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

 

Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной

 

 С августа 1914 г. Татьяна была гимназисткой 3-го класса, а Анна и Екатерина гимназистками 4-го класса. В гимназии изучались три языка (русский, немецкий и французский), арифметика, история, естественные науки, география, рисование, чистописание, лепка, рукоделие, гимнастика. Хочется так же отметить, что в 1908 г., после окончания курсов, Валерия Цветаева ( сестра М.Цветаевой) по приглашению начальницы гимназии, недолго преподавала историю и русский язык. Козлов - родной город Д.И.Иловайского, деда В.И.Цветаевой.

Зимой 1917-1918 года семью постигает большое горе. Нет, это не революционные события (до села они докатятся намного позднее). Умирает от болезни супруга Кунина И.В. - Ирина Феофилактовна, которой было  всего 47 лет.  Игнат Васильевич горевал, но не долго:  буквально через год он приводит в дом молодую жену Елену.   Из рассказов местных жителей - свадьба всех поразила размахом и обилием ювелирных изделий, которые одел на свою молодую жену Игнат Васильевич . Что же касается детей - то все они приняли  мачеху "в штыки". Во втором браке у Кунина И.В.  родилось еще шесть детей, но ни имена, ни другая информация об их судьбах нам  не известна.

В 1918-1919  г.г. "эхо революции" добралось и до  Тамбовской губернии....  Иловай-Дмитриевское оказалось в эпицентре этих событий: власть в селе перешла к Комитету бедноты - органу самоуправства, который возглавили люди, в недалеком прошлом находившиеся на задворках местного общества (лентяи, алкоголики, невежи и т.п.). Подстрекаемые "революционными элементами" из города, которые вбили в их голову пару "крылатых  лозунгов" из теории марксизма-ленинизма, комбед с вдохновением взялся за раскулачивание всех, у кого хоть что-то было за душой. Имея за пазухой револьвер и мандат на безграничные полномочия,- эти люди творили самосуд и расправу над всеми, кто оказывался на их пути.

 Одними из первых "под раздачу", как одна из самых богатых семей Иловай-Дмитриевского,  попали Кунины... Те, кто еще вчера работал в хозяйстве  Кунина И.В. - сегодня, под прикрытием комбеда, явились к нему в дом с целью банального грабежа ( хотя называлось это достаточно красиво - экспроприация в пользу Советской власти. Реально, конечно же, Советской власти ничего не досталось, а вот главари местного комбеда жировали вовсю. По словам местных жителей, днем "борцы за светлое будущее" грабили по деревням дома зажиточных (по их меркам) сельчан, устраивали казни, расстрелы, насиловали.... А по вечерам, после трудного "рабочего дня", проведенного на благо революции, возвращались с ведрами  ювелирных изделий  и устраивали в Иловай-Дмитриевском пьяные оргии с девицами, которым за их "труд" с широкого "революционного" плеча отстегивали что-нибудь из заветного ведерка...). Семья Куниных была вынуждена уехать из этих мест, ну а усадебный дом был полностью разграблен и разрушен.

Надо сказать, что до 1917 года Тамбовская губерния считалась одним из самых богатых регионов царской России: плодородный черноземный пласт глубиной до 4-х метров, выгодное географическое расположение, наличие железных дорог. Большая часть населения губернии, которое насчитывало свыше 4 млн. человек (в основном сельские жители)  жили достаточно благополучно, имели собственные земельные участки и приличное подсобное хозяйство. В одно мгновение вся эта трудолюбивая масса крестьян  была лишена всего: и земли (ее начали конфисковывать и объединять в колхозы), и подсобного хозяйства, и политических прав и свобод (за исключением небольшой кучки, которые возглавили процесс "революционных перемен на селе"). Естественно, такая "активная деятельность" новой власти вызвала массовое недовольство среди адекватной части населения, которое решило восстановить свои законные права и свободы. Вот тут-то на "сцене" и появляется Антонов, который возглавил это крестьянское восстание.

 В ответ Советская власть направляет на подавление этого восстания регулярные войска Красной Армии  под руководством Тухачевского. В губернии вводится военное положение, организуются массовые расправы против мирного населения, создаются  концлагеря, в том числе и детские. Местами даже применяется и запрещенное химическое  оружие (хлор).

Поэтому, большое чудо, что никто из Куниных не пострадал физически в это ужасное время. Детям от первого брака удалось перебраться в с.Пехлец Рязанской области, где в это время проживала их старшая сестра Ольга (к этому времени она была уже замужней женщиной). В дальнейшем их судьба складывалась по разному, но все они оставались в "поле видимости" и поддерживали между собой связь. Исключение составил старший сын И.В. Кунина - Иван, который перед революцией 1917 года работал в С.-Петербурге журналистом и в рамках своей профессиональной деятельности путешествовал по миру. О его судьбе родственникам не было ничего известно вплоть до 1949 г., когда одной из его сестер по линии Красного Креста пришло письмо из Шанхая. Что же касается самого Игната Васильевича, то по некоторым данным он со своей второй женой Еленой и шестью их совместными детьми доживал свои дни в достаточно тяжелых условиях в одном из населенных пунктов Рязанской губернии.

По иронии судьбы, письмо из Шанхая пришло Татьяне Куниной, которая на тот момент проживала в Шацке и была супругой первого секретаря Шацкого райкома партии Рязанской области. На момент получения письма она уже давно проживала под фамилией мужа, а свое происхождение тщательно скрывала, дабы не навредить супругу в его карьере. Первая мысль, которая пришла в голову Татьяне - это провокация соответствующих органов, которые что-то "раскопали" в ее биографии (люди старшего поколения понимают, чем чревато было получение такого письма в те годы, да еще супругой ответственного партийного работника).  Для принятия решения были вызваны сестры.

 

Татьяна, Ольга, Екатерина Кунины

Слева направо: Татьяна, Ольга, Екатерина Кунины

 

На семейном совете  женщины принимают решение, что ответ напишет одна из старших сестер - Екатерина Игнатьевна.  В течении  какого-то  времени  брат с сестрой смогли переписываться. Из Китая была прислана фотография  супруги Ивана Игнатьевича - Галины.

 

Кунина Галина (Kounin G.)

Кунина Галина  ( Kounin Galina )

 

 

Потом связь  оборвалась...

Так и умерли все сестры и братья Кунина Ивана не узнав о его дальнейшей судьбе. Только спустя многие годы стали известны некоторые подробности его жизни, и стало понятно, почему оборвалась переписка...

На сегодняшний день о Кунине Иване Игнатьевиче известны следующие, документально подтвержденные, сведения.

 

Иван Игнатьевич Кунин (Kounin Ivan) родился в селе Иловай-Дмитриевское Тамбовской губернии 29.05.1896 г (11.06.1896 г. по новому стилю) Свою профессиональную карьеру журналиста начал в 1915 г. работая в издательствах С.-Петербурга и Москвы. В совершенстве владел многими иностранными языками. С осени 1917 г. Иван Игнатьевич работал  в Сибири и на Дальнем Востоке.

 

  Кунин И.И. (Kounin I.I. )      

                                                       Кунин И.И. (Kounin I.I. )                                                                                             Кунин И.И. (Kounin I.I. ) 

 

Перед поездкой на Дальний Восток Иван Игнатьевич в последний раз посетил родные места, и на память сфотографировался со своими сестрами Екатериной и Татьяной и  с младшим братом Михаилом, которые в это время обучались в гимназии города Козлова.

 

.

Кунины Иван, Екатерина, Татьяна, Михаил (Kounin)

Кунины  Екатерина, Михаил, Иван, Татьяна (стоит)

 

Во время революционных событий 1917 года Иван Кунин оказался в Харбине, где продолжил работу журналистом в "Вестнике КВжд".

Официальное подтверждение пребывания И.И. Кунина в Китае можно найти на страницах Генеалогического индекса "Русские в Китае"

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

Работая в журнале и выполняя редакционные задания, И. Кунин был отправлен за границу - в Европу и Америку. Во время своего визита в США, в 1927 году, был принят президентом Куллиджем, в Европе встречался с представителями правительства Франции. (Об этом факте можно узнать из книги "Сборник памяти 1-го Харбинского училища № 2" в главе " Русская пресса в Китае" стр. 45, изданного русскими иммигрантами в Австралии в 1987 г.).

 

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

    Перед  нами  документы,  подтверждающие  прибытие  журналиста   Кунина  Ивана  Игнатьевича  в  Сан-Франциско (США),  на корабле TAIYO MARU из Харбина (Китай).

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

("Hawaii, Honolulu Passenger Lists, 1900-1953"   номер публикации: T715, титул публикации: Passenger and Crew Lists of Vessels Arriving at New York, New York, 1897-1957, номер фильма: 91, цифровой номер папки: 007501088, номер изображения: 00257)
 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

("California, San Francisco Passenger Lists, 1893-1953"  номер публикации: M1410, титул публикации: Passenger Lists of Vessels Arriving at San Francisco, CA, 1893-1953, номер фильма: 222, GS номер фильма:  002381011, цифровой номер папки: 004893695, номер изображения: 00623)
 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

("California, San Francisco Passenger Lists, 1893-1953"  номер публикации: M1410, титул публикации: Passenger Lists of Vessels Arriving at San Francisco, CA, 1893-1953, номер фильма: 223, GS номер фильма:  002381012, цифровой номер папки: 004893696, номер изображения: 00275)
 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

("Hawaii, Honolulu Index to Passengers, Not Including Filipinos, 1900-1952" , номер публикации A3410, номер фильма 15, GS номер фильма 1878298, цифровой номер папки 004763014, номер изображения 05747)
 

На протяжении последующих десяти лет Иван Игнатьевич Кунин  путешествовал по всему миру, выступая с лекциями по современной культуре, встречаясь с выдающимися людьми. Весь собранный материал он публиковал в различных газетах и журналах. В 1928 году Кунин И.И.  принял активное участие в  первой  «Международной  пресс-ярмарке"  в  Кельне (Германия), и там же участвовал  в  Международном  конгрессе  журналистов.  С осени 1933 года он жил и работал  в Шанхае. С 1935 года работал как издатель вместе с А.А.Яроном (в совместной фирме "Adcraft Studios", которая занималась выпуском журналов "Highlight of Art", "Screen and Art", "Screen, Art and Spot", книг по искусству, плакатов, иллюстрированных программ для шанхайской оперы, рекламной продукции и т.п.)

В 1936 году в Шанхай и Харбин приезжает на гастроли Федор Иванович Шаляпин. Этот визит был знаменательным для многочисленной русской иммиграции. В ходе него состоялась встреча известного оперного певца с   И.И.Куниным (Kounin I.I.), который на тот момент уже был известен как видный журналист и общественный деятель Китая. Результатом этой встречи стал альманах о Ф.И.Шаляпине.

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

   

Вот как сам  Иван Кунин  писал о создании этой книги: "А. А. Ярон закончил свою зарисовку. Федор Иванович встал, и мы простились. Потом мне пришла в голову идея напечатать скромный альманах, посвященный жизни и творчеству Ф. И. Шаляпина. Смета показала, что издание альманаха потребует свыше тысячи долларов – где их достать? Я обратился к некоторым общественным организациям, культурным содружествам, но без успеха. В тяжелых условиях эмигрантского жития, да еще в момент экономического кризиса было невозможно изыскать средства без любезного участия рекламодателя. В дальнейшем встретились большие затруднения, как по подбору материала, так и в области чисто технического оформления. Работа моя при трогательном участии братьев Ярон продолжалась 32 дня. Было сделано все от нас зависящее без наличия финансовых средств. Китайские наборщики, не знающие русского языка, были нашими сотрудниками. Они видели, как мы почти каждую ночь проводили в типографии, по своему осознали, что русские люди делают какое-то очень важное и ответственное дело. И добрые китайцы старались нам помочь и правильно понять все наши указания и пожелания, особенно в отношении отображения цветных блоков".

И еще одни строки о Федоре Шаляпине из книги И.И.Кунина: "Изучая биографию Ф.И.Шаляпина, нельзя не удивляться его мощной внутренней стойкости и сдержанности. Шаляпин начал свою жизнь и жил до 20 лет в таких условиях, благодаря которым было сравнительно легко опустится на "дно". И все же он уцелел и сохранил себя во всей своей молодой свежести и силе...."

По достоинству этот альманах оценил и сам Ф.И. Шаляпин: "Издание оказалось очень хорошо разработано и вызвало большой интерес у читателей"

На сегодняшний день эта уникальная книга хранится в Государственном Архиве Российской Федерации в разделе "Коллекция Музея Русской культуры в Сан-Франциско (США)" с автографом И.И. Кунина  на обложке (С-Ф К 91). А привести цитаты из книги мы смогли благодаря работе "Гастроли Шаляпина по Дальнему Востоку оказались роковыми...." ( по материалам периодической печати в г.Шанхае) подготовленной членом Правления "Русского клуба в Шанхае" Л.П.Черниковой и работе доктора исторических наук, преподавателя Дальневосточного Федерального университета А.А.Хисамутдинова "Русская словесность в Шанхае".

В 1936 году И. Кунин со своим компаньоном А. Яроном приступил к подготовке большого альбома "The Silver Jubilee Book of the Republic of China" (Серебряная юбилейная книга Республики Китай), в котором было множество уникальных иллюстраций, связанных с многовековой культурой народа.

В 1937 году Иван Кунин совместно с Александром Яроном подготавливают к печати фундаментальный исторический документ "Восемьдесят пять лет Шанхайского Волонтерского корпуса" (85 Years of the Shanghai Volunteer Corps Book), в котором собраны редкие художественные иллюстрации, отражающие многолетнюю историю деятельности Корпуса.

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

Ниже приведены фрагменты этой книги, выставленной на аукционе...

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

Надо отметить, что Главный историк корпуса морской пехоты США Benis M.Frank в 1992 году при подготовке презентации конференции  "Китай и Еврейская диаспора..." использовал материалы вышеупомянутой книги и при этом сказал, что  на сегодняшний день она является очень редкой и ценной...

Параллельно с крупными проектами Кунин вместе с Яроном занимались публикацией многочисленных художественных программ для Шанхайских опер, таких как  "Сказки Гофмана", "Фауст", "Риголетто", "Кармен", "Тоска", "Жизнь за царя", "Демон", "Богема", "Аида", "Еврейка", "Травиата" а также для многих благотворительных мероприятий. Каждая такая программа имела многоцветную обложку, содержала краткое либретто, биографический обзор композиторов, а также многих красивых иллюстраций.

Ниже приведены фрагменты рождественского выпуска журнала "Highlights of Art” (1938 г.). Данный экземпляр выставлялся на одном из аукционов в Германии осенью 2015 г.  При некотором увеличении ряда страниц отчетливо просматриваются памятные надписи артистов издателю журнала И.И. Кунину. Скорее всего, именно этот экземпляр журнала и находился в свое время в собственности последнего (возможно из-за этого журнал был мгновенно выкуплен)

 

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

На первых страницах этого номера анонсируется и новая работа И. Кунина и А. Ярона - "The Diamond jubilee of the international settlement of Shanghai" ("Бриллиантовый юбилей международного сеттльмента Шанхая".)

 

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

 

Книга-альбом была издана в 1940 году...

Поводом для издания книги стал 75-летний юбилей международного сеттльмента в Шанхае, что определило ее информативный характер и художественный образ. Небольшое пояснение: Шанхайский международный сеттльмент - территория Шанхая, которая на протяжении 100 лет находилась под международным управлением.

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

По своему внешнему виду работа представляла репрезентативное издание большого формата и объёма (342 страницы, 549 иллюстраций), отпечатанное на хорошей бумаге. Книга открывается «официально» с посвящения и портретов глав государств Великобритании и США – королевы Виктории и короля Георга VI, президентов Авраама Линкольна и Франклина Делано Рузвельта.

Содержание книги - это  итог деятельности иностранцев в Шанхае за 75 лет. Во вступлении издатели поясняют свою позицию: "Мы надеемся, что эта книга даст возможность оценить вклад международного сеттльмента в развитие Шанхая, который, благодаря его усилиям, стал самым значимым среди городов Китая".

"The Diamond jubilee of the international settlement of Shanghai" ("Бриллиантовый юбилей международного сеттльмента Шанхая") состоит из нескольких глав: "История Шанхая", "Возникновение и развитие сеттльмента", "Муниципальный совет", "Культура в Шанхае", "Поддержка китайского населения", "Коммерция - основа Шанхая", "Шанхайская пресса", "Спорт в Шанхае", "История Азиатского королевского общества", "Шанхайский музей", "Студия Adcraft и И.И. Кунин", "Post Mercury Company". Таким образом авторы в своей работе отразили все стороны жизни и деятельности сеттльмента на протяжении 75 лет.

Кроме объёмного текста, в книге большое количество иллюстраций: старые китайские гравюры, многочисленные фотографии Шанхая 1920 - 1930-х годов. Для оформления книги издатель пригласил известных шанхайских художников. Двадцать четыре автора предоставили 138 оригинальных живописных и графических работ, среди них русские, китайцы, англичане, американцы.

 

Как мы уже отмечали выше - одна из глав книги посвящена  непосредственно студии Adcraft и ее основателям -  И. Кунину, который являлся генеральным директором, и А. Ярону, возглавлявшему художественное направление...

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

Вот мы видим И. Кунина за рабочим столом,

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

здесь он уже контролирует работу своих подчиненных в новом офисе на 14 этаже в здании бизнес-центра...

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

 

На следующей фотографии издатель И. Кунин просматривает уже готовый материал...

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

Надо сказать что "The Diamond jubilee of the international settlement of Shanghai" ("Бриллиантовый юбилей международного сеттльмента Шанхая") - книга достаточно редкая. По имеющейся информации - в России она имеется в единственном экземпляре - в  фонде научной библиотеки Ярославского художественного музея, куда поступила в 1990 г. как часть личного архива художников Кичигиных, которые в свое время работали в издательстве Кунина, а впоследствии вернулись из китайской иммиграции. Так же в архиве Кичигиных (который принадлежит на сегодняшний день Ярославскому художественному музею) имеется и переписка с издателем Куниным И.И, а в отделе рукописей Государственной Третьяковской Галереи хранится благодарственное письмо Ивана Игнатьевича Кунина Кичигиным :"Вере Кузнецовой и Михаилу Александровичу Кичигину на память от автора идеи этой книги, где воспроизведены картины русских художников. Будем помнить и любить только то, что было и есть наилучшего в жизни. Shanghai  1 января 1941 г. И.Кунин" (ОР ГТГ, Ф, 123, Ед.хр.85).

Специалисты достаточно высоко оценили работу автора идеи создания этого фундаментального труда -  русского журналиста Ивана Игнатьевича Кунина, который показал всю многогранность ситуации, когда в одном городе - Шанхае соединились культуры Востока и Запада.

Эта  книга  была издана американской компанией "Post Mercury Co"- одним из крупнейших  издательским и печатным домом.

Если в России имеется всего один экземпляр этого издания, то за границей дело обстоит несколько лучше: книги Ивана Кунина хранятся в Библиотеке Конгресса (Вашингтон США), Калифорнийском государственном университете США, университете Гонконга, в библиотеке университета Виктории (Канада), в британской библиотеке St.Pancras (Англия), в библиотеке Шанхая (Китай), в Публичной библиотеке Нью-Йорка (США), в библиотеке музея Культур Базеля (Швейцария).

Иван Игнатьевич Кунин принадлежал к самым ярким представителям культуры русской диаспоры Китая, таким как В.М.Афанасьев - известный деятель художественного образования в России, архитекторы А.А.Бернардацци и А.И.Ярон, артист А.Н.Вертинский, журналист и китаевед Л.В.Арнольдов, пианист Б.М.Лазарев, литератор В.С.Присяжников (творческий псевдоним - Валь), князь И.А.Долгорукий - один из первых русских резидентов в Китае.

С момента вступления Японии во вторую мировую войну "золотой век" Шанхайского сеттльмента начал угасать: сначала поменялась вся структура управления, а в феврале 1943 г. оккупированный японцами Сеттльмент был возвращен под формальную юрисдикцию Китая. После завершения войны и капитуляции Японии состоялась уже официальная передача территории законным хозяевам. В дальнейшем, в связи с приходом к власти коммунистов,  "русскому Шанхаю" - культурному центру Дальнего Востока пришел конец. Русские эмигранты, проживающие в Китае, начали потихоньку искать места для своего будущего проживания. Ситуация резко обострилась к концу 40-х годов (прошлого века), когда  китайские власти начали жестко преследовать выходцев из России по политическим взглядам. Многих пересажали в лагеря и тюрьмы, другие начали искать любые возможности, чтобы покинуть страну, в которой они прожили более 30 лет и на благо которой все это время плодотворно трудились.

В те времена существовало несколько путей эмиграции. Первый из них, самый "райский" лежал в Австралию. Однако, даже несмотря на дефицит людских ресурсов, австралийские власти были весьма критично настроены к приему беженцев. Они выдвигали ряд условий. Первое - в страну был разрешен въезд мужчинам не старше 50 лет и женщинам не старше 35 лет. Родителей брать с собой не разрешалось. Дорогу из Маньчжурии до Гонконга (откуда отправлялись суда до Австралии) оплачивали сами эмигранты, а расходы по содержанию в Гонконге и проезд в Австралию брал на себя англо-австралийский отдел Всемирного совета церквей, которому этот долг следовало выплатить уже в Австралии. Второе - все переселенцы на протяжении последующих двух лет обязаны были отработать на тех работах, куда их направляли местные власти. С каждым беженцем подписывался контракт, где оговаривались все эти условия. Как правило, всех приезжающих в страну отправляли на строительство дорог и различных гидротехнических сооружений. Основным инструментом на этот период времени для них были лопата, лом... Исключения делались только для лиц, имеющих инженерное образование - такие беженцы могли сразу же устроиться на работу по специальности (развивающаяся Австралия испытывала дефицит в технических специалистах). Проживали беженцы в специальных лагерях и обеспечивались великолепным (по сравнению с другими местами) питанием. По истечению двух лет, если эмигрант зарекомендовал себя хорошо, то он имел право на получение гражданства, свободного выбора места работы и проживания.

Второй, наиболее массовый маршрут бегства из Китая пролегал на Филиппины. Здесь уже не было такого жесткого отбора по возрастным и иным категориям. Основным фактором здесь являлось своевременное получение информации о дне и времени отплытия парохода в эту страну. Иногда люди узнавали об этом буквально за пару часов до отправления судна. Приходилось в спешном порядке собирать самые необходимые вещи (да с большими баулами на пароходы и не пускали) и бежать на пирс, чтобы попытаться попасть на борт заветного судна. Правда в этом случае все беженцы попадали сначала на филиппинский остров Самар в его южную часть, которая называлась Тубабао. Согласно международным договоренностям, филиппинское правительство обязалось приютить на этом острове до 6000 русских беженцев из Китая сроком на 4 месяца. По истечении этого срока все беженцы должны быть расселены согласно квотам, имеющихся в тех или иных странах. Надо отметить, что остров Самар местные жители считали непригодным для нормального проживания. Во-первых, он четко располагался на месте излома в земной коре и по этой причине часто был в эпицентре землетрясений, которые в этих местах не редкость. Во-вторых, остров находился на пути мощнейших тайфунов, которые особенно осенью с разрушительной силой проносились над этим местом. Ну и в третьих, ввиду того, что остров был фактически необитаем, то вся его поверхность представляла собой непроходимые джунгли. Такое место и стало "кратковременным" убежищем для 6000 русских эмигрантов. По истечении 4-х месяцев на острове начали появляться представители из разных стран (Франции, Парагвая, Австралии, Сан-Доминго, Суринама и др.) с целью решения проблемы дальнейшего пребывания русских в лагере на этом острове. Условия Австралии оказались неизменными (жесткий возрастной ценз), условия других стран были более лояльными. Однако, например, французы предлагали русским переселиться не во Францию, а на Мадагаскар; американцы никак не могли окончательно определиться с квотами и статусом русских беженцев, у большинства из которых были китайские паспорта (а на тот период Америка уже выполнила разнарядку по приему граждан китайского происхождения). После такого "аукциона" пути русских эмигрантов разошлись: кто-то попал в австралийский рай, кто-то поехал на чайные плантации Мадагаскара, некоторые остались на Филиппинах... Что же касается Ивана Игнатьевича Кунина и его семьи, то на какое-то время он пропадает из вида и "всплывает" только в 1957 году, когда согласно документам миграционных служб Рио-де-Жанейро  он въехал на территорию Бразилии...

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

("Brasil, Cartões de Imigração, 1900-1965" , цифровой номер папки 004546738,  004912499 номер изображения 00195, 00044)

 

Прожив несколько лет в Сан Пауло (Бразилия),  в  1961 г. он   перебирается в Парагвай,  в  г. Асунсьон.

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

("Brasil, Cartões de Imigração, 1900-1965" , цифровой номер папки 004561150, номер изображения 00108)

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

("Brasil, São Paulo, Cartões de Imigração, 1902-1980",  цифровой номер папки 100212447,  номер изображения 00677)

 

В эти же годы и оборвалась связь Ивана Игнатьевича с его сестрой Екатериной, проживающей в России. Для того, чтобы понять в чем заключаются причины "пропажи" И.И. Кунина - необходимо немного познакомиться с историей страны, которая его "приютила".

Парагвай - небольшое государство, расположенное в самом центре Южной Америки. Во время диктатуры  Франсиско Солано Лопеса (1862-1870 гг.) страна считалась самым передовым государством Латинской Америки. С этим положением не смогли смириться его соседи - Бразилия, Аргентина и Уругвай, которые в 1866 году вероломно напали на Парагвай. В ходе 4-х летней войны население Парагвая сократилось на 80%, а экономика страны была отброшена на 100 лет назад. Ситуация начала коренным образом меняться только в начале 20-х годов прошлого века, когда в страну хлынул поток колонистов из Европы, среди которых было множество выходцев из России (в основном белогвардейские офицеры). Русская диаспора в Парагвае достаточно быстро включилась в процесс общественно-политической жизни страны, а профессиональная военная подготовка, боевой опыт белогвардейских офицеров, их самоотверженность и высокий боевой дух не заставили себя долго ждать: когда в 1932 г. боливийские войска внезапно напали на Парагвай и началась так называемая Чакская война (самый кровопролитный военный конфликт за всю историю 20 века в Латинской Америке), то именно русские офицеры-эмигранты, признав Парагвай своей второй Родиной, создали два батальона, благодаря действиям которых и был достигнут перевес в борьбе с захватчиком. После победы в войне русские продолжали активно помогать парагвайцам в развитии их страны: активно участвовали в создании системы энергоснабжения, проектировании дорог, гражданских и военных объектов, проведении географических и геологических экспедиций и т.п. Помимо этого большой вклад русская диаспора внесла и в развитие культурного сектора страны: были созданы физико-математический факультет в Асунсьонском университете, школа классического танца и др. Руководство страны с благодарностью относилось к русским офицерам и ценило их вклад в дело развития экономики страны. В 1954 г. в Парагвае к власти пришел генерал Альфредо Стресснер и страна погрузилась на долгие 35 лет "холодной войны" с коммунизмом. Генерал по-прежнему дружил со многими русскими белогвардейскими офицерами, но при этом установил жесткий антикоммунистический режим, благодаря которому вокруг русских мигрантов и их потомков был создан особый микроклимат. В этих условиях никакая переписка с родственниками из Советского Союза была просто невозможна. Среди представителей русской диаспоры было немало случаев, когда подлые личности, зная о родственниках своего соседа в СССР, сводили с ним счеты с помощью доносов, обвиняя его в антигосударственных заговорах и т.п. В конечном итоге все это могло закончиться тюрьмой для желающего связаться с родственниками в коммунистической стране.. Парадоксально, но факт -   противники коммунизма становились жертвами антикоммунистов! Очевидно, все это и привело к тому, что связь И. Кунина с родственниками в стране Советов прекратилась.

Не долго прожил И.И.Кунин в Парагвае, он умер  23.11.1964 г. и был похоронен на русском участке кладбища  Дель Сур в столице Парагвая -  г. Асунсьон. 

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

 Его супруга - Галина Кунина пережила мужа на 30 лет и умерла в 1994 г. Похоронена на этом же кладбище.

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)         Кунин И.И. (Kounin I.I.)

 

 

 

Кунин И.И. (Kounin I.I.)

Примечание: вышеприведенные фотографии кладбища взяты с   https://picasaweb.google.com/108121238846435398736

 

 Были ли у них дети и какова их судьба нам не известно...

Ну а теперь несколько слов о других детях Куниных.

 

Кунин Илья Игнатьевич.

В метрической книге церкви с.Иловай-Дмитриевское  за 1888 год имеется запись о рождении следующего содержания: № записи 77. Дата рождения и крещения   14 июля 1888 г.

Восприемники: " Земский фельдшер Иван Петров Олугаков и Козловского уезда Ямской слободы крестьянина Афанасия Яковлева Шишкина дочь девица Александра". Умер в детстве.

Кунина Ольга Игнатьевна.

04.06.1891 г. в семье Кунина И.В. родились девочки - близнецы. Назвали их Ольга и Анна. На этот момент сам Игнат Васильевич состоял на действительной службе. Восприемниками (крестными) были : " Села Глазка крестьянин Александр Степанов Стародубцев и почетного гражданина Николая Васильева Иловайского жена Александра Федорова, и крестьянская девица Александра Афанасьева Шишкина ". (метрическая книга за 1891 г. : №№ метрических записей 67,68. Дата рождения и крещения 4 июня 1891 г.). Вскоре одна из девочек - Анна, умирает. Ольга  была выдана очень рано замуж  в село Пехлец Рязанской губернии. От этого брака родились дочь Клавдия и сын (имя не известно), который впоследствии погиб. Во время революционных событий ее семья так же была раскулачена, муж убит. Из с.Пехлец переехала в Гусь-Хрустальный Владимирской области. Во втором браке  родились дочери Анна и Валентина.  Похоронена в Гусь-Хрустальном, дата смерти не известна.

 

Кунина Ольга Игнатьевна(в центре) со своими близкими.

                                                                             Кунина Ольга Игнатьевна(в центре) со своими близкими.

 

 

Кунин Андрей Игнатьевич.

В метрической книге за 1894 год значится следующее: № метрической записи 100. Дата рождения и крещения 18 августа 1894 года.

Восприемники: " Запасной рядовой  Федор Стефанов Стародубцев и почетного гражданина Николая Васильева Иловайского жена Александра Феодорова ". Умер в детстве.

Кунина Анна Игнатьевна.

24 июня  1898 г. в семье Куниных рождается еще одна девочка, которую называют в честь умершей старшей сестры - Анной. Крещение происходило 27.06.1898 г., № метрической записи 57. Восприемники : "Того же села крестьяне Иван Иванов Филатов и Козмы Климентова Козлова жена Федосья Гаврилова".  В архивном фонде Дирекции народных училищ Тамбовской губернии имеется прошение  Кунина И.В. на имя начальницы Козловской частной гимназии Е.П.Сатиной от 17.08.1912 г. о приеме  его дочери Анны во 2-ой класс гимназии. В прошении говорится, что ранее Анна Кунина обучалась в Иловай-Дмитриевской  двухклассной министерской школе. К прошению были приложены выписка из метрической книги о рождении Анны Куниной в 1898 году, свидетельство врача о привитии ей оспы и др. По итогам состоявшегося в августе 1912 г. приемного экзамена Анна Кунина показала следующие знания : Закон Божий, арифметика, география и рукоделие - удовлетворительно, русский язык - хорошо. В итоге Анна Кунина в гимназию принята не была ( "за неимением вакансий"), но зачислена пятой кандидаткой во 2-ой класс.

 Анна Игнатьевна впоследствии проживала в г.Севастополь, имела сыновей Владимира и Вячеслава, дочь Светлану. Дата смерти не известна.

 

Кунина Анна Игнатьевна с супругом

Кунина Анна Игнатьевна с супругом

 

 

Кунина Екатерина Игнатьевна.

В метрической книге за 1899 г. имеется запись о рождении Екатерины Куниной следующего содержания : № метрической записи :140. Дата рождения и крещения: 28 ноября 1899 г. (Хотя по факту датой рождения является 26 ноября (10 декабря по н.с.) 1899 года - примечание автора). Восприемники: " Того же села крестьяне Козьма Климентов Козлов и Василия Степанова Стародубцева жена Александра Иванова ". В фонде Дирекции народных училищ Тамбовской губернии имеется аттестат выпускницы 7-го класса Козловской женской гимназии Е.П.Сатиной от 20 июля 1918 г. Согласно документу, Екатерина Кунина, 1899 года рождения, поступила во 2-ой класс гимназии в августе 1912 г. и, находясь в гимназии "до окончания полного курса учения, в продолжении этого времени вела себя отлично (5)". Отметки, выставленные в аттестате, выглядят следующим образом: русский язык, математика, география, естественная история, всеобщая и русская история, физика, математическая география, рисование: удовлетворительно (3), чистописание: хорошо (4), рукоделие: отлично (5). Согласно аттестату, " Кунина Екатерина удостоена звания ученицы, окончившей полный курс учения в женских гимназиях ". Надо добавить, что в гимназии Е.П.Сатиной можно было пройти дополнительно обучение в восьмом классе и именно это давало право, в последующем, преподавать. Гимназию закрыли в 1918 г. , что помешало закончить образование полностью. После революционных событий описанных выше, Екатерина Игнатьевна проживала в п. Александро-Невский Рязанской области, затем с семьей переехала в Рязань.   Дети: Виктор, Станислав, Людмила, Тамара. Умерла 30 января 1963 г.

 

Кунина Екатерина Игнатьевна с супругом

Кунина Екатерина Игнатьевна с супругом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кунин  Николай Игнатьевич.

Родился 3 мая 1901 г. В  метрической книге за  1901 г.  значится :

№ метрической записи : 49.  Дата  крещения  3  мая 1901 г.

Восприемники : (лист оборван).

В последствии проживал в Загорске Московской области.

Имел трех сыновей: Виктора, Юрия, Владимира.

Дата смерти не известна.

 

 

Кунина Татьяна Игнатьевна.

В метрической книге за 1903 год имеется запись (в очень плохой сохран-ности) о рождении Татьяны  Куниной  следующего содержания: № метри-ческой записи: 2.   Дата рождения и  крещения: 3  января  1903 г. (Хотя по факту датой рождения является 1 января (14 января по н.с.) 1903 года - примечание автора)

Имя : Татиана

Восприемники: "Того  же села  и звания  Петр  Степанов Стародубцев  и волостного писаря Михаила Андреева Новикова  жена Пелагея Иванова".

В фонде Дирекции народных училищ Тамбовской губернии имеется прошение Кунина И.В. начальнице Козловской   женской  гимназии  Е.П.  Сатиной от 14 августа 1914 года, об определении его дочери Татьяны в     3-й класс  гимназии.  До  этого   она,  согласно  прошению,   обучалась  в  "начальном двухклассном МНП училище ". К прошению были приложены справка врача о привитии оспы и выписка из метрической  книги  церкви с. Иловай-Дмитриевское  о  рождении.  Татьяна  успела  закончить  шесть классов гимназии. В связи с революционными  событиями, как  уже  было сказано выше, гимназию в 1918 г. закрыли.

  В 20-е годы  играла в театре, была замечена Константином Станислав-ским и приглашена им на  большую  сцену. Однако, выбор пришлось сде-лать  в пользу семьи.   Сменила  несколько  мест  проживания  в  связи  с  работой  супруга.  Дети: Валерий,  Алевтина, Елена. В  последствии  про-живала  в  Рязани. Умерла 30.05.1989 г.

                           

                                                                              .

Кунин Николай Игнатьевич с семьей          Кунина Татьяна Игнатьевна с супругом

                                Кунин Николай Игнатьевич с семьей                                                                     Кунина Татьяна Игнатьевна с супругом

 

 

Кунин Михаил Игнатьевич родился 6 января 1905 года. В метрической книге значится  следующее :  № метрической записи 6.  Дата рождения : 6 января, крещения : 9 января 1905 г.

Восприемники : "Села Глазка Василий Степанов Стародубцев и крестьянка Параскева Иванова Стародубцева" .Обучался в одном из училищ г.Козлова

Проживал в Загорске Московской области. Дети: Юрий, Вячеслав, Михаил, Владимир. Дата смерти не известна.

Кунина  Мария Игнатьевна.

В метрической книге за 1906 г.значится : № метрической записи: 53.

Дата рождения: 4 июня, крещения: 7 июня 1906 года.

Восприемники : "Крестьянин села Глазка Василий Степанов Стародубцев

 и г.Козлова Градско-Стрелецкой волости Полковой слободы крестьянс-

кая   жена Пелагея Иванова Новикова"

Проживала в г.Люберцы Московской области, имела сына Вячеслава.

Дата смерти не известна.

 

                                                                                                                                                  

Кунин Михаил Игнатьевич с семьей      Кунина Мария Игнатьевна с супругом

                                   Кунин Михаил Игнатьевич с семьей                                                                      Кунина Мария Игнатьевна с супругом

 

 

Кунин Петр Игнатьевич.

В метрической книге за 1908 год значится следующее: № метрической записи: 164. Дата рождения: 19 декабря, крещения: 21 декабря 1908 г.

Восприемники : " Крестьянин Рязанской губернии Касимовского уезда села Гиблицы Матвей Иванов Залыгин и крестьянская жена села Иловая Дмитриевского Александра Дмитриева Кунина". Умер в детстве.

Сведений об остальных, умерших в детстве,  пяти сыновьях Куниных нет. Это связано с тем, что метрические книги сохранились не за все годы.  В большинстве сохранившихся метрических  книгах, кроме того, отсутствуют данные  " о  бракосочетавшихся "  и  " о умерших ", а в разделе " о родившихся " нет отдельных листов, или же они повреждены. За отдельные года документы отсутствуют.

 

На приведенной ниже фотографии -  все дети Кунина Игната Васильевича (кроме Ивана). Верхний ряд слева направо: шестая- Татьяна Игнатьевна,   сидят слева направо: второй - Михаил Игнатьевич, затем Екатерина Игнатьевна, Анна Игнатьевна, Ольга Игнатьевна, Николай Игнатьевич, Мария Игнатьевна. Фотография сделана  в 1956 г.

 

Семья Куниных

 

 

Ну а теперь вернемся в Иловай-Дмитриевское, в то место, где когда-то, более ста лет тому назад проживала семья Куниных...

На протяжении многих десятилетий, все, что осталось от усадебного дома после знаменитого погрома 1918 года, медленно, но уверенно разрушалось. С одной стороны этому способствовали время и погодные условия, с другой - "помощь" оказывали  местные "ценители" истории. Сельские власти долгое время  не разрешали использовать место усадьбы для  индивидуальной застройки. Когда же запрет сняли, то сразу же появилось несколько желающих "освоить" эти земли. В результате, сегодня на месте усадебного дома расположилось несколько жилых домов с  приусадебными участками (все дома имеют одну общую "архитектурную" особенность - некоторые из их компонентов возможно сделаны с  использованием   еще того - "кунинского" кирпича...).  Новые хозяева рассказали, что  "освоение" земель было сопряжено для них с большими трудностями - весь бывший усадебный участок сверху был  "усеян" мелкой битой кирпичной крошкой, а стоило копнуть чуть глубже - натыкаешься на крупные фрагменты  фундамента усадьбы и  многочисленных  хозяйственных построек. Поэтому и сегодня их огороды вскопаны всего лишь на небольшую глубину. Единственной постройкой сохранившейся от усадьбы Куниных, является каменный  амбар, который спасли от разрушения сегодняшние владельцы этой земли. Под ним достаточно глубокие подвалы, но попасть мы туда не смогли, так как были весной и подвал был подтоплен водой. Конечно, сейчас он выглядит достаточно неказисто, но не надо забывать, что этой постройке более ста лет... Внутри амбар очень впечатляет своими размерами, сводчатым потолком, в который в несколько рядов вмонтированы крюки для хранения туш. Со слов хозяев, в подвале местами сохранилась очень необычная штукатурка. Эти милейшие люди приглашали нас приехать летом, когда все просохнет, но нам не захотелось их беспокоить. Помимо этого амбара, были и другие каменные хозяйственные постройки, но к сожалению больше ничего не сохранилось.

 

село Иловай-Дмитриевское Тамбовской области

село Иловай-Дмитриевское Тамбовской области

 

 

 

село Иловай-Дмитриевское Тамбовской области

село Иловай-Дмитриевское Тамбовской области

 

История семьи Куниных - типовой случай в судьбах миллионов людей, чьи семьи  попали под "колесо истории". Такие исторические события, как войны, революции и т.п.  часто приводят к тому, что  люди вынуждены покидать родные места, члены семьи  поневоле оказываются  разобщенными, при этом судьба с кем-то может сыграть и злую шутку -  отправить "в ссылку" не только в дальние уголки необъятной нашей родины, но и в дальние страны. Люди теряются и по истечении многих лет уже сложно восстановить  родственные связи....  Нам же повезло. Благодаря неравнодушным и отзывчивым людям (мы их поименно укажем ниже) мы смогли  убрать ряд "белых пятен" в длинной цепочке исторических вех одной семьи - семьи Куниных...

И в заключение, от  имении  всех родственников семьи Куниных, хочется выразить огромную благодарность

 - старшему научному сотруднику Государственного архива Тамбовской области,  краеведу, автору книг об истории Тамбовского края Мещерякову Юрию     Владимировичу,

- Главному хранителю Ярославского художественного музея, кандидату культурологии, искусствоведу  Лебедевой Татьяне Альбертовне;

-  Хорхе Унамармото  г. Асунсьон (Парагвай);

- Владимиру Давиденко г.Обера (Аргентина)

- всем жителям с.Иловай-Дмитриевское Тамбовской области,  оказавшим посильную помощь в сборе информации о семье Куниных.

На сайте использованы  фотографии из семейных архивов внучек и правнучки Кунина Игната Васильевича.