Таганрогский художественный музей

 

октябрь 2016 г.

 

Следующую нашу "остановку" мы делаем по адресу: ул. Александровская, 54 (47.210210, 38.930664).

Здесь, в особняке Хандрина (памятник архитектуры), с 1976 г. располагается Таганрогский художественный музей (до 2003 г. - Таганрогская картинная галерея). Мы уже ранее отмечали, что Городской музей в Таганроге был открыт к 200-летию города (в 1898 г.) благодаря стараниям А.П. Чехова и П.Ф. Иорданова (соученик А.П. Чехова по гимназии, городской глава). С момента образования в музее существовал художественный отдел, первыми экспонатами которого были полотна русских художников - современников того времени. Через некоторое время экспозиция художественного отдела пополнилась 40 работами из фондов Петербургской Академии художеств (А.П. Чехов обратился с соответствующей просьбой к И.Е. Репину (ректору Академии) и тот оказал содействие). В Таганрог "перебрались" полотна И.Я. Билибина, С.И. Васильковского, А.К. Саврасова и др. известных мастеров.

Следующая "партия товара" (свыше 100 ед.) в виде картин И.И. Левитана, В.Д. Поленова, Ф.А Малявина, И.Н. Крамского и др. поступила в музей в 1920 г. из Государственного музейного фонда (в который они попали очевидно после экспроприации, проведенной после 1917 г.). К 1963 г. художественный отдел Таганрогского краеведческого музея разросся настолько, что ему стало тесновато в своих прежних рамках и местные власти принимают решение об организации Таганрогской картинной галереи. В период с 1960 по 1990 гг. коллекция галереи пополнялась в основном за счет передачи полотен от различных коллекционеров, среди которых были Е.Ф. Вишневский, И.А. Мясникова-Мамонтова, Л.А. Русланова, Л.Н. Каган.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает свыше 7 тыс. различных экспонатов. Особняк Хандрина с такой "нагрузкой" уже давно не справляется (в залах музея выставлена только 1/10 часть музейного фонда) и власти города уже приняли решение о передаче художественному музею одного из зданий  по ул. Петровской, так что возможно, в ближайшей перспективе, мы можем познакомиться и с теми экспонатами, которые были нам не доступны в момент нашего визита в музей.

 

Таганрогский художественный музей

 

Ну а теперь - перейдем от "слов к делу" и приступим к осмотру музейной экспозиции. Правда, в этом месте придется сделать еще одно "лирическое отступление". Суть его в следующем: покупая входные билеты мы приобрели и билет на право осуществления фотосъемки. В музее кроме нас никого из посетителей не было, поэтому местный смотритель в лице пожилой женщины неотступно (буквально по пятам) следовала за нами. Все было бы вполне нормально, если бы ее "вояж" происходил молча. Однако она видимо так за целый день "соскучилась по общению", что ее "навязчивость" начала нас понемногу раздражать. Все началось с того, что нам было заявлено, что "исходя из распоряжения директора музея, можно фотографировать только каждую 6-ю картину", в связи с чем каждый щелчок затвора нашего фотоаппарата вызывал у нее жуткое негодование. Мы попросили ее показать документы, подтверждающие правоту ее слов (насчет каждой 6-ой картины). Нам в этом было отказано, в связи с тем, что "это устное распоряжение директора музея, и если она (смотритель) не будет его исполнять - ее уволят". Женщина немного успокоилась, когда ей рассказали, что даже в самых известных музеях мира такого, извините, идиотизма нет. Следующим ее "шагом" было требование выключить вспышку (причем она это "напоминала" при каждом нашем подходе к картине) и это при том, что мы ей сразу же сказали, что поскольку у нас фотоаппарат профессионального уровня, то встроенная вспышка в нем напрочь отсутствует. В общем настроение было испорчено благодаря "чуткости и отзывчивости" музейного работника. Давайте попытаемся оставить отрицательные эмоции "за кадром"  - ведь Таганрогский художественный музей действительно богат своими экспонатами, которым могут позавидовать многие аналогичные музеи более высокого уровня. Ну а "кадры, которые решают все" (как сказал И.Сталин в 1935 г.) пускай останутся на совести руководства музея...

Итак, мы находимся в первом зале музея. Здесь нам предлагают познакомиться с работами XVII - нач. XVIII вв.

 

Таганрогский художественный музей

 

В это время наряду с иконописью (традиционный жанр русского искусства) начинают появляться первые портреты с натуры, которые получили название парсуна (ранний "примитивный" жанр портрета на Руси, выполняющийся под сильным влиянием иконописи).  Типичным "представителем" этого направления является "Портрет Н.К. Нарышкиной" работы П. Никитина...

 

Таганрогский художественный музей

 

С приходом к власти Петра I началось не только интенсивное развитие науки и технологий, но и произошли кардинальные изменения в русском искусстве, в том числе и в живописи. Наступает период расцвета европейского портрета. Поскольку заказчиками могли выступать только знатные и богатые особы, то в России начинается бум парадного портрета, для которого характерно возвеличивание изображаемой персоны.

Перед нами примеры таких работ:

- портрет Елизаветы Петровны (работа неизвестного художника (НХ) 1750 г.);

 

Таганрогский художественный музей

Таганрогский художественный музей

 

- портрет канцлера графа М.И. Воронцова (НХ, 1750 г.);

 

Таганрогский художественный музей

 

- портрет великого князя Петра Федоровича (НХ 1760 г.);

 

Таганрогский художественный музей

 

- портрет великой княгини Екатерины Алексеевны с веером (НХ 1760 г.);

 

Таганрогский художественный музей

 

 

- портрет Ермака Тимофеевича (НХ 18 век);

 

Таганрогский художественный музей

 

Во второй половине 18 века в портретном жанре уже начинают прослеживаться подлинные русские национальные особенности. Чтобы с ними познакомиться, нам надо покинуть данный зал

 

Таганрогский художественный музей

 

и перейти в следующий...

 

Таганрогский художественный музей

 

В этот период, благодаря творениям Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского русская школа живописи становится в один ряд с известными европейскими школами. 

Произведения Ф.С. Рокотова являются жемчужиной местной коллекции. Перед нами одна из его работ -  "Портрет княгини А.А. Долгоруковой". Он выполнен в излюбленном композиционном приеме автора - применение овального полотна. Искусствоведы считают, что самые загадочные рокотовские полотна написаны именно в овале...

 

 

Таганрогский художественный музей

 

В то время в России существовало крепостное право. Среди крепостных было много самородков, в том числе и тех, кто был с живописью на "ты". Однако их имена не принято было афишировать и сегодня многие замечательные полотна, которые хранятся в музеях являются безымянными. Вместо фамилии автора у них имеется лишь обозначение "Н.Х" (неизвестный художник). Не исключением является и Таганрогский художественный музей.

Следующий ряд работ второй половины 18 века относится именно к таким - "НХ".

Вот два портрета Екатерины II. Первый из них (слева) относится к так называемому типу "Лампи" (Лампи Иоганн Баптист (1751-1830 гг.) австрийский живописец, мастер парадного портрета. Любил значительно приукрасить натуру, выражению лица придавал излишнюю самоуверенность  и горделивость). Второй портрет императрицы (справа) соответствует типу "Эриксена" (Эриксен Виргилус (1722-1782 гг.) датский живописец. Его работы отображают прежде всего внешний образ жизни натуры, ее привычки и манеры).

 

Таганрогский художественный музей

 

Продолжают "галерею НХ" портрет графини А.М. Белосельской-Белозерской (слева) и Мужской портрет (личность изображенного также неизвестна)...

 

Таганрогский художественный музей    Таганрогский художественный музей

 

Далее следует еще один потрет императрицы Екатерины II (автор - НХ )

 

Таганрогский художественный музей

Таганрогский художественный музей

 

Рассматривая портреты

 

Таганрогский художественный музей

 

в данном зале мы увидели  картину Петра Каменева "Лисица с уткой". Во второй половине 18 века аналогичные декоративные произведения украшали павильоны царствующих особ и знатных вельмож, которые предназначались для отдыха после "изнурительной" охоты.

 

Таганрогский художественный музей

 

В углу зала мы заметили небольшую витрину с фарфоровыми статуэтками...

 

Таганрогский художественный музей      

 

Решили их рассмотреть вблизи. Одна из них - "Любовное свидание" нас пленила своим изяществом и совершенством.

 

Таганрогский художественный музей

 

Следующий (третий) зал музея посвящен первой трети 19 века. Именно в это время набирает свою силу Санкт-Петербургская Академия художеств. В стенах этого заведения проведена работа по систематизации жанров живописи и утверждена их иерархия (историческая живопись, портрет, жанровая живопись, пейзаж, натюрморт). Несмотря на многообразие жанров, портрет продолжает оставаться наиболее востребованным из них. При этом, в отличии от своих предшественников, в портрете начала 19 века художники не только добиваются внешнего сходства с натурой, но и пытаются донести свои эмоции. Россия вступает в эпоху романтизма.

 

Таганрогский художественный музей

 

Именно в этом стиле выполнен "Портрет А.И. Рибопера" автором которого является английский художник Джордж Доу (на протяжении 10 лет (с 1819 по 1829 гг.) художник жил и работал в С.-Петербурге, где написал свыше 300 портретов военачальников - участников Отечественной войны 1812 г. Большинство из этих работ выставлены в Эрмитаже (в Военной галерее)).

 

Таганрогский художественный музей

 

Поскольку эпоха романтизма в России связана с именем Александра I (это время еще принято называть Александровской эпохой в искусстве), то портрет императора работы НХ , выставленный в этом зале нельзя назвать случайностью.

 

Таганрогский художественный музей

 

Следующий холст, датируемый 1847 г. - "Портрет детей с собакой" - творение художника М.Т. Брюнних...

 

Таганрогский художественный музей

 

Если до сих пор в поле нашего зрения попадались портреты VIP-персон, то сейчас перед нами, в картине  В.А. Тропинина "Пряха" (1820 г.), главным действующим лицом является обычная крестьянка. Впрочем этому не стоит удивляться, так как сам автор - Василий Андреевич Тропинин только в возрасте 47 лет (в  1823 г.) получил вольную от своего хозяина - графа Моркова.

 

Таганрогский художественный музей

 

А вот и "первые плоды" иерархии в живописи того времени:

- "Натюрморт с лукошком" 1829 г ( Школа А.Г. Венецианова , НХ);.

.

Таганрогский художественный музей

 

- серия пейзажей (появление этого жанра в русском искусстве связано с именем С.Ф. Щедрина (1791 - 1830 гг.), т.к. он был одним из первых, кто стал создавать картины в естественной обстановке на открытом воздухе (говоря языком профессионалов - работать на пленэре), среди которых - "Новый Рим. Замок Св. Ангела" (1825 г. - С.Ф. Щедрин),

 

 

Таганрогский художественный музей

 

"Неаполитанский вид" (1848 г. А.Н. Мордвинов),

 

Таганрогский художественный музей

 

"Вид Колизея при луне" (Н.Г. Черенцов, 1842 г.),

 

Таганрогский художественный музей

Таганрогский художественный музей

 

 "Итальянский пейзаж с собором" (Чернецов Н.Г.)...

 

Таганрогский художественный музей

 

Бросив беглый взгляд на "Купальщицу" Г.Н. Яковлева

 

Таганрогский художественный музей

 

мы в сопровождении нашего "счетовода фотографий" переходим в следующий зал музея...

 

Таганрогский художественный музей

 

Зал №4...

 

Таганрогский художественный музей

 

Начало 50-х годов 19 века. В этот период ведущим (официальным) жанром "академии трех знатнейших художеств" (именно так изначально называлась Императорская Академия художеств) является историческая живопись, в том числе сюжеты на различные античные мифы, библейские предания и т.п.

Вот перед нами "Пророк Илья, воскрешающий сына Сарептской вдовицы" (1854 г.). Автор - Волков Адриан Маркович - один из многих, кто окончил Академию художеств будучи крепостным. Вольную получил за многочисленные награды, которых были удостоены его работы.

 

Таганрогский художественный музей

 

Интерес к созданию картин на исторические темы через все свое творчество пронес известный русский художник, литограф Егор Ильич Ковригин. В Таганрогском музее представлена его работа - "Весталка" (слева). (Весталка - жрица богини Весты. Они выбирались из девочек, родители которых были знатного происхождения. Находились под личным покровительством верховного понтифика. Главная обязанность весталок - поддержание огня в храме Весты. За "потерю" огня и нарушения обета целомудрия весталок зарывали живыми в землю. Их "рабочий период" проходил на протяжении 30-ти лет: первые 10 лет они обучались, следующее десятилетие - служили  (поддерживали огонь) и последние 10 лет (до "выхода на пенсию") сами выполняли роль учителя.).

Справа - картина Апполона Николаевича Мокрицкого (академик Императорской Академии художеств) - "Девушка на карнавале" (портрет молодой итальянки написан им с натуры)...

 

Таганрогский художественный музей            Таганрогский художественный музей

 

Обогнув раритетное кресло второй половины 19 века

 

Таганрогский художественный музей

 

мы останавливаемся возле "Стрелецкого бунта в 1682 г." - работа Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, в основе которой лежит реальное драматическое событие: после кончины царя Федора, воспользовавшись беспорядками в стрелецких слободах Милославские спровоцировали стрельцов к походу на Кремль, заявив, что бояре затеяли измену и задушили царевича Ивана. Художник запечатлел тот момент, когда царица Наталья Кирилловна показывает стрельцам, что царевич Иван жив и невредим...

 

Таганрогский художественный музей

 

От "стрельцов" переходим к вполне бытовой ситуации - "Проказы кошки" (А.А. Бобров),

 

Таганрогский художественный музей

 

далее переносимся в Феодосию, на родину известного русского мариниста И.К. Айвазовского. !Лунная ночь. Купальня в Феодосии" (1853 г.) - одна из немногих работ великого художника,  где море представлено тихим и спокойным...

 

Таганрогский художественный музей

 

Следующее полотно - "У чужого счастья" (1865 г.) - работа основателя Товарищества передвижных художественных выставок, выдающегося представителя русского реализма второй половины 19 века - Григория Григорьевича  Мясоедова. 

 

Таганрогский художественный музей

 

Картину "Сватовство майора" (П.А. Федотов), поражающую глубиной содержания и мастерством исполнения из-за "местного цензора"  мы показать к сожалению не можем, поэтому будем довольствоваться картиной В.К. Каменева "Летний день" (1867 г.)...

 

Таганрогский художественный музей

 

В этом зале мы вроде бы все (почти все) осмотрели

 

Таганрогский художественный музей

 

и переходим в следующий...

 

Таганрогский художественный музей

 

 

"Прибой у мола" (1879 г.)  Руфина Гавриловича Судковского (маринист, академик Императорской Академии художеств) .

 

Таганрогский художественный музей

 

А вот так выглядит "Крестьянский обед в поле" (1871 г.)  в представлении  Маковского Константина Егоровича.

 

Таганрогский художественный музей

Таганрогский художественный музей

 

 "Улица в Каире" (1878) - это уже работа его брата - Маковского Николая Егоровича

 

Таганрогский художественный музей

 

Следующие две картины - "После дождя"

 

Таганрогский художественный музей

 

и "Закат" - предметы творческой деятельности известного русского художника-пейзажиста - Саврасова Алексея Кондратьевича (буквально каждый школьник знаком с его главной работой - "Грачи прилетели" - предмет сочинения-описания в начальных классах).

 

Таганрогский художественный музей

 

 

Картина "Перед венцом" (1874 г.) . Автор - Журавлев Фирс Сергеевич, академик Императорской Академии художеств. В 1863 г. был в числе 14-ти  лучших выпускников Академии, которые отстаивая принципы зарождающейся русской реалистической живописи отказались от участия в конкурсе на "Золотую медаль", посвященный 100-летию Академии художеств ("бунт 14-ти").

 

Таганрогский художественный музей

 

 

Заглянув в одну из витрин, через приоткрытую шторку  мы полюбовались портретом прекрасной незнакомки

 

Таганрогский художественный музей

 

 

и перешли в следующий зал музея (зал № 6)...

 

Таганрогский художественный музей

 

В конце 19 века, благодаря великолепным работам  русских пейзажистов этот жанр живописи обретает новое эмоциональное звучание.  Среди полотен, расположенных в данном зале мы видим работы А.И. Куинджи  "Волны" и  "Радуга":

 

Таганрогский художественный музей

 

И.И. Левитана "Ранняя весна";

 

Таганрогский художественный музей

 

С.Ю. Жуковского  "К весне";

 

Таганрогский художественный музей

 

Н.Н. Дубовского Н.Н. "Прибой";

 

Таганрогский художественный музей

 

А.Н. Бенуа "Финский залив";

 

Таганрогский художественный музей

 

 

В.Е. Маковского "Стадо" ...

 

Таганрогский художественный музей

 

Продолжая осмотр экспозиции,

 

Таганрогский художественный музей

Таганрогский художественный музей

 

мы оказываемся возле  картины  Н.П. Богданова-Бельского  "Последняя воля".

В художественный отдел Таганрогского городского музея эта работа поступила в 1920 г. из Государственного Музейного фонда. В период фашистской оккупации (1941-1943 гг.) картина, как и ряд других музейных экспонатов, была утеряна. В 2001 г. на аукционе Christie`s эта картина неожиданно объявилась и была продана в частную коллекцию. Россвязьохранкультура отследила этот процесс, а спустя некоторое время Трубная Металлургическая компания выкупила шедевр Н.П. Богданова-Бельского и передала его Таганрогскому художественному музею.

 

Таганрогский художественный музей

 

Следующий возвращенный шедевр - картина Генриха Ипполитовича Семирадского "Утром на рынок".  Г.И. Семирадский (1843 - 1902 гг.) считается одним из крупнейших представителей академизма (наиболее известные работы - "Христос и грешница", " Светочи христианства. Факелы Нерона", ""Фрина на празднике Посейдона в Элевсине"). Что же касается полотна "Утром на рынок", то до 1948 г. оно было в частной коллекции известной певицы Лидии Андреевны Руслановой. После ее ареста личные ценности реквизировали и большинство картин передали в Третьяковскую галерею. После реабилитации певицы все имущество вернули, а в 1985 г. наследники Руслановой продали "Утром на рынок" Таганрогскому музею за 8 тыс. рублей. После 7-ми летней реставрации картина заняла достойное место в экспозиции музея.

 

Таганрогский художественный музей

 

Следующая картина, перед которой мы остановились -  "Пределы Тирские" В.Д Поленова. На протяжении 40 лет художник работал над циклом картин "Из жизни Христа". Большинство этих работ с 1924 г. находятся в США, так что перед нами - одна из немногих работ, сохранившихся в России.

 

Таганрогский художественный музей

 

Идем дальше,

 

Таганрогский художественный музей

 

и перед нами картина В.В. Верещагина -  "Всадник в Самарканде".

 

Таганрогский художественный музей

 

 

Далее -  "Мельница" Коровина К.А.,

 

Таганрогский художественный музей

 

. "Этюд деревьев лиственной породы"  Шишкина И.И.,

 

Таганрогский художественный музей

Таганрогский художественный музей

 "Интерьер"  Жуковского С.Ю.,

 

 

Таганрогский художественный музей

 

. "Большая зала в Кусково" Средина А.В.,

 

Таганрогский художественный музей

 

. "Весна" и "На лугу"  Туржанского Л.В, "Баба" Малявин Ф.А.  и др. замечательные полотна...

 

Таганрогский художественный музей

 

Самым небольшим по численности экспонатов является раздел "Скульптура". В музее он представлен рядом работ Ф.П. Толстого, И.П. Мартоса, Е.А. Лансере, Н.С. Пименова, М.М. Антокольского. Работа последнего - ""Нестор-летописец" как раз сейчас и находится перед нами.

 

Таганрогский художественный музей 

 

А это уже "Нимфа" Антонио Фрилли...

 

      Таганрогский художественный музей

 

На этом мы заканчиваем осмотр музейной экспозиции расположенной внутри особняка Хандрина и выходим во внутренний дворик.

 

Таганрогский художественный музей

 

Здесь располагается экспозиция "Музей под открытым небом", в котором представлены прекрасные образцы итальянской мраморной и мемориальной скульптуры...

Наконец-то мы освободились от опеки нашего навязчиво-занудливого "гида" и теперь нам уже никто не мешал продолжить знакомство с таганрогскими достопримечательностями. Правда наше одиночество было недолгим. Вскоре к нам присоединился кот, но его присутствие нам нисколько не мешало: он молча (культурно) шествовал за нами и лишь изредка отвлекался на птиц, перелетающих с ветки на ветку.

 

Таганрогский художественный музей

 

Экспозицию под открытым небом открывают две скульптуры - "Пан" (бог -покровитель природы, неотъемлемым атрибутом которого является свирель) и "Надежда" (покровительница моряков и мореплавателей, на голове которой звезда, указывающая морякам дорогу к родному дому).

 

Таганрогский художественный музей            Таганрогский художественный музей

Таганрогский художественный музей

 

Скульптуры "Плакальщица" в двух вариантах: - наиболее эффектны в дождливую погоду (тогда можно будет увидеть реальные слезы из глаз этой девы)...

 

 

Таганрогский художественный музей

 

 

 

Таганрогский художественный музей

 

"Нимфа" - опрокинутая амфора, над которой склонила голову грациозно возлегающая нимфа, подчеркивает принадлежность мифологического персонажа к водной стихии...

 

Таганрогский художественный музей

 

"Ангел" (два варианта исполнения) - классический образ античного крылатого божества,

 

Таганрогский художественный музей

 

олицетворение человеческой души...

 

Таганрогский художественный музей

 

"Речное божество" - наиболее выразительная часть скульптурных ансамблей парков того времени.

 

Таганрогский художественный музей

 

"Молящаяся" - образ, воплощающий душевное движение, гамму чувств и переживаний...

 

Таганрогский художественный музей

 

А вот так выглядит особняк Хандрина со стороны внутреннего дворика...

 

Таганрогский художественный музей

 

Вот теперь экскурсию по Таганрогскому художественному музею можно считать завершенной.