zhais@yandex.ru

Обнаружив, что у нас имеется полдня свободного времени, мы решили потратить его на посещение Воронцовских пещер, которые находятся всего-то в 30 км от центра Сочи. Мы быстренько собрались, взяли машину со стоянки и отправились в путь. Дублер Курортного проспекта, по которому мы объехали центральную часть города, как всегда был свободен, и буквально минут через 15 мы уже поворачивали на Хосту...

Дальше дорога стала поинтереснее: уже в самой Хосте на серпантине были места, в которых проблематично разъехаться двум машинам, ну а по мере приближения к конечной точке нашего маршрута ситуация становилась все веселее. Особенно это почувствовалось после Воронцовки, когда на достаточно крутых подъемах пор серпантину на дороге помещается исключительно только одна машина... Что же касается качества дорожного полотна - то оно было достаточно терпимым: ну попадались местами глубокие ямы в асфальте - но их можно было аккуратно объехать. По крайней мере дорогу к пещерам не сравнить с той, по которой мы пробирались к Орлиным скалам. Через некоторое время мы уже были на стоянке возле Ворнцовского ландшафтно-карстового комплекса, которая имеет следующие координаты (43°36'29.0"N 39°55'42.1"E  43.608053, 39.928359)...

В принципе, если вам не жалко машину - вы можете еще метров на 800-900 приблизиться ко входу в пещеры. Охранник перед шлагбаумом с удовольствием откроет его для вас за отдельную плату. Вот только дорога дальше будет исключительно для джипов - крупная щебенка и булыжники...

Воронцовские пещеры. Сочи

Мы хоть и были на полноприводной машине, но рисковать не стали. Купили входные билеты и отправились к пещерам пешком...

На входе в комплекс установлен информационный щит, из которого можно почерпнуть первоначальную информацию о том месте, куда ты направляешься,

а также ознакомиться и с планом маршрута. Из него следует, что до входа в пещеры нам нужно протопать еще 1200 метров, ну а сама прогулка по пещере "обойдется" нам еще в 600 метров....

Воронцовские пещеры. Сочи

Итак - начинаем отсчет...

Не успели мы пройти и 50-ти метров, как на нашем пути появился местный ресторанчик... Но мы недавно обедали, так что в его услугах пока не нуждаемся..

Дорога постепенно, но уверенно идет вверх...

Воронцовские пещеры. Сочи

Температура воздуха за 30 град. выше нуля, достаточно высокая влажность...

Вдруг за одним из поворотов показались первобытные люди (наверное вышли из пещер)...

А рядом с ними, под тенью могучего дуба мы приметили симпатичную скамеечку, хорошо продуваемую со всех сторон. Хотели пройти мимо, но надпись, которая была над навесом нас остановила. Текст был следующий:"Могучий, одиноко стоящий над долиной родников, образующих реку Кудепста, дуб обладает магической силой донора космической энергии. Принимая чистую энергию космоса, мощное дерево накапливает уу и преобразует. Чтобы получить от "магического" дуба энергетическую подпитку надо прикоснуться к нему и мысленно представить себе как чистая и светлая энергия дерева поступает в ваше тело, наполняя каждую клеточку живительной силой и здоровьем. Постойте так несколько минут, не забывая дышать глубоко и медленно, и будеие вознаг8раждены приливом сил и улучшением самочувствия".

Воронцовские пещеры. Сочи

Мы все сделали согласно инструкции, но после очередного затяжного подъема

решили воспользоваться услугами местного перевозчика, который за 50 руб. с человека достаточно быстро довез нас до следующего уровня.

То что машина была без стекол и еле ползла - нас не смущало, зато за те минуты тряски, которые мы находились в салоне наши тела успели пополниться энергией и живительной силой, которая пригодилась нам для дальнейшего путешествия...

Воронцовские пещеры. Сочи

Это уже конечная точка маршрута для любого транспорта - дальше только пешеходная тропа....

Покинув машину, мы вступаем на нее...

Тропа достаточно комфортабельна: по ней легко и просто передвигаться в сухую погоду...

Вот мы даже догнали небольшую группу туристов, которые также двигаются к пещерам...

Воронцовские пещеры. Сочи

Спустя некоторое время (минут через 10-15) внизу, сквозь густые заросли начали проглядываться некие объекты...

Достаточно крутой спуск,

и мы выходим на "поляну", расположенную перед входом в пещеры. Народ здесь уже присутствует. Сюда возят на микроавтобусах туристические группы, и мы попали в тот момент, когда одна из них собиралась зайти в пещеры..

Воронцовские пещеры. Сочи

Пока было несколько минут свободного времени - можно было утолить жажду чистой родниковой водой,

которая вытекала из оригинальной каменной скульптуры...

Вход в Воронцовские пещеры осуществляется только группами в сопровождении местного гида. Нам повезло - мы примкнули к группе туристов, так что ждать спуска долго не пришлось. Перед спуском в пещеры всех пересчитали по пальцам, провели водный инструктаж по технике безопасности, рассказали предысторию...

Воронцовские пещеры. Сочи

После чего мы прощальным взглядом окинули голубое небо,

и отправились в подземелье...

Пока народ толпится при входе - немного истории.

Воронцовские пещеры. Сочи

Протяженность Воронцовских пещер составляет в общей сложности 11720 метров (мы пройдем только 600 из них). Перепады высот  внутри пещеры - 240 метров. Имеется 14 входов (выходов), так что у заблудившегося внутри пещеры человека есть большие шансы оказаться наружи...

Местные жители знали об их существовании еще с середины 19 века, а так как эти и окружающие земли принадлежали графу Воронцову, то и пещеры прозвали соответствующим образом...

Исследователи оказались в этих пещерах достаточно поздно - в 1946-1948 гг., когда группа спелеологов под руководством А.А. Ломаева взялась за их осмотр и изучение...

Организованные группы туристов в эти места начали водить с 2000 года (до этого здесь "обитали" дикари).

Воронцовские пещеры. Сочи

Пока мы с вами тут разглагольствовали группа начала шустро спускаться вниз - надо догонять...

Если сравнивать Воронцовскую пещеру  с Новоафонской, то ее залы конечно же не такие просторные и объемные. А вот в плане внутреннего освещения - Новоафонская пещера явно уступает...

Туристы по пещере передвигаются по металлическим рифленым дорожкам с двух сторон которых имеются прочные поручни. Если бы их не было - продвижение было бы весьма затруднительным и опасным, т.к. пол мокрый и весьма скользкий..

Воронцовские пещеры. Сочи

Последний шанс увидеть вход в пещеру,

и мы уходим все глубже и дальше под землю...

Но торопиться не надо - внимательнее смотрите по сторонам:

Воронцовские пещеры. Сочи

разноцветная подсветка позволяет сконцентрировать ваше внимание на самых ярких и привлекательных местах внутреннего интерьера пещеры...

Иногда возникает ощущение, что ты попал в красивую сказку...

Однако долго медитировать не следует - опять группа оказалась далеко впереди. Надо снова догонять...

Воронцовские пещеры. Сочи

А вот и наши коллеги по подземелью...

Гид убеждается, что никто из нас не потерялся и мы продолжаем наше движение...

Очередная плановая остановка: осмотр достопримечательностей нового зала...

Дальше небольшой переход,

и мы выходим к новому сказочному месту...

Надо отметить, что во время нашего путешествия мы встречали множество ответвлений. В некоторые из них даже водят туристов, но это происходит уже в индивидуальном порядке  и при наличии соответствующего снаряжения...

Воронцовские пещеры. Сочи

В следующем зале по двум лестницам наша группа поднимается к верхнему гроту...

С его смотровой площадки можно посмотреть на красочную пещеру,

в которой кстати имеется и запасной выход наружу...

Ну а мы спускаемся,

и продолжаем осмотр дальше...

За следующим поворотом мы попадаем  в "метро"...

Воронцовские пещеры. Сочи

Это место называется так потому, что по своей форме (она естественного происхождения) напоминает контуры городской подземки (правда по высоте несколько уступает)...

А вот и останки заблудившегося туриста.... Шутка конечно. Это выставлены на всеобщее обозрение кости пещерного медведя. Эти хищники (точнее то, что от них осталось) в большом количестве были обнаружены в пещере во время археологических исследований. Экземпляр одного из них был подарен владельцам пещеры и установлен в одном из залов. Благодаря специфическому микроклимату эти кости пролежат здесь в таком же состоянии еще не одну сотню лет...

Помимо костей в этом зале имеются и другие достопримечательности...

Воронцовские пещеры. Сочи

Перед нами - одна из "улиток"  Воронцовских пещер...

Продолжаем маршрут,

и выходим в зал, в котором на нас сверху набрасывается крылатый каменный хищник...

Воронцовские пещеры. Сочи

Если некоторые из сталактитов подсветить фонариком, то перед нами появятся не просто хемогенные отложения, а целые персонажи (надо только включить фантазию)...

Немного пофантазировав (каждый в меру своих способностей), мы спускаемся дальше...

И каждый новый зал встречает нас новыми чудесами...

Воронцовские пещеры. Сочи

Но не забывайте - в нашем распоряжении только 600 метров, и большую часть из них мы уже к сожалению прошли...

И когда гид сказал: "Ну а теперь мы с вами будем подниматься к выходу" - нашему разочарованию не было предела...

Но делать нечего - идем за гидом наверх...

Воронцовские пещеры. Сочи

Еще раз оглядываемся и бросаем прощальный взгляд на Воронцовские пещеры,

и через несколько десятков шагом снова "сталкиваемся" с душным влажным воздухом побережья ( в пещере было так хорошо: прохладно, дышали полезным воздухом с фиксированной влажностью...)

Рядом с нашим выходом имеется еже один лаз в подземелье...

Воронцовские пещеры. Сочи

Но туда группы не водят, и мы, по устланной булыжниками тропинке,

поднимаемся к тому месту,

откуда заходили в пещеру...

Немного аклиматизировавшись,

Воронцовские пещеры. Сочи

мы возвращаемся к своей машине....

Поскольку мы уже прилично находились, да и время поджимало (в санатории скоро начинался ужин), то мы снова воспользовались услугами за 50 руб.

Спуск на машине к трассе происходил без каких-либо осложнений (мы удачно повисли "на хвосте" у мерседеса с московскими номерами, который показывал нам все неровности на дороге и прижимал к обочине встречные машины) и уже через час мы сидели за столиком в нашем ресторане и наслаждались ужином под шум вечернего прибоя...