Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

    zhais@yandex.ru

 

  Сейчас мы находимся в Рязанском государственном областном художественном музее им. И. П. Пожалостина. Знакомство с коллекцией музея мы начинаем с экспозиции "Древнерусское искусство", в которой представлены лучшие работы XV - XIX вв. из  имеющихся в распоряжении музея.

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

Среди этих работ - признанные шедевры иконописи и деревянной скульптуры, позволяющие предполагать существование самобытной рязанской школы.

Собрание древнерусского искусства художественного музея сложилось в основном в 1960-1970-е годы в результате ряда экспедиций сотрудников музея и московских специалистов. Ряд уникальных произведений поступил из Рязанского областного краеведческого музея в 1938 г.

Всю экспозицию можно условно разбить на следующие группы: непосредственно иконы, произведения деревянной скульптуры, коллекция резных Царских врат XVII-XIX вв.

Начнем наше знакомство с древнерусским искусством с последней группы экспонатов...

Царские врата - это главные врата иконостаса в православном храма, которые ведут в его алтарную часть и символизируют врата Рая. Обычным смертным проход через эти врата запрещен, а вот во время богослужения через них могут пройти священнослужители.

Перед нами Царские врата XVIII века (дерево, резьба, левкас, темпера, золочение). Немного расшифруем вышеперечисленные термины. Насчет дерева,  резьбы и позолоты - здесь все понятно, а вот левкас - это грунт из мела размешанный на животном клею с добавлением льняного масла. Что же касается "темперы", то это водоразбавляемая краска на основе порошковых пигментов,  связывающим веществом для которых служат, как правило, натуральные эмульсии (из куриных яиц).

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина                     Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

Следующий экземпляр - XVII век (дерево, резьба, темпера)...

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

Впереди мы увидели еще одни Царские врата...

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

На этот раз - это произведение искусства XIX века (дерево, резьба, масло, золочение)....

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

Продолжаем осмотр экспозиции,

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

и переходим непосредственно к иконам... Известно. что истоки древнерусской иконописи восходят к культурной традиции Византии. Как правило, иконописцы работают в рамках общепринятой эстетической системы со сложившимися каноническими типами иконографии Спасителя и Богоматери, святых, евангельских и библейских сюжетов.

Среди экспонатов Рязанского художественного музея выделяются следующие работы:

- икона "Лоратный архангел Михаил с Чудом в Хонех", XV век.  Икона поступила  в музей в 1923 г. из Архангельского собора Рязанского кремля. Это одна из самых почитаемых и древних рязанских икон . В свое время она создавалась для великокняжеского собора в тяжелое для Рязани время (когда самостоятельность княжества фактически была утрачена). В сюжете иконы нашли свое отражение два варианта иконографии в пределах одного канонического образа:  апокрифическое предание, согласно которому архангел Михаил спасает от затопления неверными православный храм во имя архистратига Михаила; и архангел Михаил – психопомп (душеводитель), сопровождающий души умерших на Страшный суд. В левой руке архангел Михаил  держит сферу, в которую заключены души праведных. Подобная интерпретация присуще только рязанской иконе (традиционно на сфере изображается Христос-отрок или выводится его монограмма);

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

- икона "Благовещение" (конец XV - начало XVI вв.). Это самая древняя икона в зале. Написана в эстетической системе московской иконописной школы. Она посвящена одному из самых главных христианских праздников, в котором вспоминается Благая весть, принесённая Архангелом Гавриилом о том, что Пречистая избрана на Предвечном Совете послужить делу Боговоплощения, и от Ее решения зависит судьба человечества и мира;

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

- икона "Никола Зарайский с двадцатью клеймами жития" (первая половина XVI века). На иконе представлен Никола Зарайский (Заразский) в епископском облачении, держащий Евангелие в левой руке и благословляющий правой. Средник (центральная часть иконной доски) обрамлен житием в 20 клеймах (небольшие композиции с самостоятельным сюжетом), которые читаются по часовой стрелке с верхнего левого угла (первое клеймо находится в верхнем левом углу);

 

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

 

- икона "Митрополит Алексий", создана в 1577 г. выходцем с Балкан иноком Троице-Сергиевой лавры Давидом Сирахом (автор и дата указаны на иконе). Митрополит Алексий - русский святой, чудотворец, сын черниговского боярина Федора Бяконта. В 1304 г. принял пострижение в московском Богоявленском монастыре.  Фактически являлся главой правительства при малолетнем князе Дмитрии Донском. Основал 4 монастыря (Чудов, Андроников, Алексиевский и Симеонов);

 

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

- икона "Чудо Георгия о Змие" (конец XVII- начало XVIII в.). - одна из лучших работ провинциальных иконописцев. Ее отличают богатство цветовой гаммы, динамизм построения композиции, сложность архитектурных форм... Сюжет иконы связан со следующим сказанием: в окрестностях Бейрута  в одном из озер жил Змей, который нападал на людей. Местные жители решили обратиться за помощью к царю. Тот эту проблему решил следующим образом - составил список горожан, согласно которому каждый знал свою очередность попадания "на стол" Змею. В один из дней очередь подошла и до дочери царя. Спасти ее вызвался Георгий, который был военачальником у правителя. "Осенив себя крестным знаменем и призвав Господа, со словами: "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" Георгий устремился на своем коне на Змея  и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами. Георгий обезглавил мечом змея, труп жители вынесли за город и сожгли. Данное чудо способствовало обращению местных жителей в христианство".

 

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

В зале имеется еще одна интерпретация данного события - икона XIX в. (дерево, темпера, золочение, чеканка по левкасу)...

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

- икона "Страшный суд" (конец XVII века) - основная идея иконы - судилище над всеми людьми (и живыми и мертвыми) в конце света... В этот момент происходит определение грешников на вечные муки в ад, а праведников на блаженство в рай (более подробное описание происходящего можно найти на этой странице нашего сайта - );
 

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

 

- икона "София - Премудрость Божия" (XVII в.). Чудотворная икона Русской Православной Церкви (РПЦ). Имеется во многих российских храмах. Существует два варианта иконографии иконы - Киевский и Новгородский, которые по-разному отображают одну и ту же мысль. Перед нами  второй вариант - Новгородский. В большой круглой мандорле изображена София в образе ангела, восседающая на троне, который опирается на семь тонких столбов. София облачена в царские одежды – далматику, на голове корона и тороки, в правой руке держит жезл, в левой – свернутый свиток. Слева и справа, вполоборота к Софии, стоят Богоматерь с медальоном Спаса Эммануила и Иоанн Предтеча, как ближайшие свидетели воплощения Слова Божия. В верхней части развернут свиток, в центре которого этимасия (престол уготованный) и ангелы по краям. Под этимасией (в круглой мандорле) помещено поясное изображение благословляющего Христа;

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

- иконы "Троица Ветхозаветная" .

Одна из них датируется XVI веком,

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

другая -  XVII в.. 

Изображение основано на библейском повествовании, согласно которого во времена Ветхого Завета, был такой патриарх Авраам, которому было явление трех ангелов (Троицы), которые возвестили ему о том, что его супруга Сара родит ему потомство (хотя они были уже довольно престарелыми людьми). Когда это исполнилось, Авраам понял, что ему было явление Бога. Ветхозаветная "Святая Троица"  изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними - угощение, предложенное Авраамом.  Левый ангел (Бог Отец) правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Сын) изображен в евангельских одеждах Иисуса Христа. Его правая рук с символическим перстосложением опущена на престол. Бог-Сын выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву.
 

.

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

 

В период расцвета рязанской иконописи были созданы иконы "Святой Василий Великий" и "Святой Георгий"   (XVII век, дерево, паволока, левкас, темпера)

 

 

 Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина                                     Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

Продолжая дальнейший осмотр музейных экспонатов,

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

мы оказываемся возле икон XVI века:

- "Иоанн Предтече - ангел пустыни"

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

 

 "Распятие с предстоящими" ,

 

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

 

и "Рождество Христово".

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

 

 

Следующие работы относятся к XVII веку:

"Святой Сергей Радонежский",

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

 

"Успение Богородицы",

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

 

"Богоматерь Одигитрия",

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

"Святые Зосима и Савватий",

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

"Святой Николай Чудотворец",

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

"Иоанн Предтеча"

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

"Симеон Столпник" (знаменит тем, что провел на столпе 37 лет в посте и молитве)

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

 

XVIII век...

Иконы "Покров Богородицы",

 

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

"Святой Николай Чудотворец",

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

 

"Илия пророк в пустыне с житием",

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

"Распятие",

 

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

 

"Воскресение - Сошествие во ад",

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

"Иоанн Богослов с Прохором",

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

"Апостол Матфей",

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

"Трех радостей Пресвятая Богородица",

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

"Богоматерь всех скорбящих радость",

 

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

Следующий раздел экспозиции - произведения полихромной деревянной скульптуры. Конечно же на территории центральной России это направление представлено не так широко, как в северных регионах, но тем не менее, имеющиеся в музее экспонаты говорят о том, что рязанские мастера успешно работали и в этом сегменте искусства.

Самое значительное произведение - резная икона "Архангел Михаил" (XVI век), которая не имеет аналогов в русской деревянной скульптуре.

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

Перед нами деревянные резные образы  "Святой Никола Можайский" (XVII век),  "Христос в темнице" (XIX в.),

 

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина                         Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

"Богоматерь с младенцем" (XVIII в.).

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

 

Далее на нашем пути встречаются Богоматерь и Иоанн Богослов из композиции "Распятие с предстоящими" (XVIII в.)...

 

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина                                       Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

 

Еще одна серия работ XVIII века:

- "Несение креста",

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

- "Бичевание Христа",

 

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

- "Христос перед Каиафой"...

 

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

В завершении нашего осмотра

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

 

мы знакомимся с изделиями из литья - "Чудо Георгия о Змие" (XVIII в.), "Богоматерь страстная" (XVIII в.),

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

крест-мощевик (XVI в.), средник складня (XVII в.),

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

"Деирус" (складень трехстворчатый XIX в.), "Двунадесятые праздники" (складень четырехстворчатый XIX в.),

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

крест с распятием (XIX в.).

 

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

Древнерусское искусство. Музей им. И.П. Пожалостина

 

Ну вот мы с Вами и познакомились с плодами творчества православной культуры земли рязанской...

 

 

 

Главная страница

Рязанская область

Экспозиции и выставки