Государственный Русский музей

сентябрь 2014

Продолжая наше знакомство с культурным достоянием Северной столицы мы решили направиться в Государственный Русский музей....

Сразу отметим, что этот бренд объединяет пять зданий -  Михайловский дворец с корпусом Бенуа, Мраморный дворец, Михайловский (Инженерный) замок, Летний дворец Петра I, Строгановский дворец и несколько парковых территорий, в том числе Летний сад и Михайловский сад....

В данном случае речь пойдет о главном здании этого музейного комплекса - Михайловском дворце с выставочным корпусом Бенуа, который расположен по адресу Инженерная ул. д.4...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

История крупнейшего в мире музея русского искусства берет свое начало от Именного высочайшего Указа Николая II "Об учреждении особого установления под названием Русский музей императора Александра III" и о предоставлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом" подписанного в апреле 1895 года...

В 1898 году музей уже официально открывается. Основу коллекции музея на тот период составили переданные произведения искусства из Зимнего дворца, Эрмитажа, некоторых частных коллекций....

Как это не странно, но основной прирост коллекция музея имела после 1917 года... Это связано прежде всего с национализацией частной собственности, которая в полной мере затронула многочисленных коллекционеров...

В настоящее время, если верить официальным источникам, коллекция музея состоит из 408 тысяч экспонатов, с которыми нам и предстоит сегодня познакомиться...

Наше знакомство начинается с вестибюля главного корпуса.... По широкой парадной лестнице мы поднимаемся на второй этаж....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Перед нами памятник Александру III....

 

Государственный Русский музей

 

Галерею второго этажа украшают 18 грандиозных колонн коринфского ордера

 

Государственный Русский музей

 

 

 

Государственный Русский музей

 

и многочисленные скульптуры....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

В углу расположена модель памятника известному историографу Н.М. Карамзину, выполненного С.И. Гальбергом для Симбирска...

 

Государственный Русский музей

 

Чтобы не потеряться в многочисленных залах музея внимательно изучаем его план

 

Государственный Русский музей

 

и направляемся в первый зал, в котором представлены иконы 12-13 веков...

 

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

Здесь мы можем познакомиться с  работами различных иконописных школ: московской, новгородской, псковской и др...

Вот, например, перед нами фреска "Пророк Самуил" (1112 г.) из Михайловского Златоверхнего монастыря в Киеве....

 

Государственный Русский музей

 

В следующем выставочном зале мы имеем возможность ознакомиться  с иконами русского Севера....

 

Государственный Русский музей

 

"Святой Николай Чудотворец, с житием" (14 в.) - попал сюда из Никольской церкви в с. Озерово Ленинградской области....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Икона из Варваринской церкви во Пскове "Св. Дмитрий Солунский" (15 век)....

 

Государственный Русский музей

 

Царские врата с изображением Благовещения и святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста из Никольской церкви в далеком селе Гостинополье на р. Волхов (15 в.).....

 

Государственный Русский музей

 

Еще один экспонат новгородской школы иконописи - "Св. Николай Чудотворец с избранными святыми" (13 век)...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

В следующем зале представлены иконы 15-16 вв. Среди них выделяются работы Андрея Рублева "Апостол Павел" и "Апостол Петр", которые расположены в центре зала....

 

Государственный Русский музей

 

Зал №4....Здесь уже размещены иконы 16-17 вв. ....

 

 

Государственный Русский музей

 

"Верую..." (1668 г.) из церкви Св. Григория Неокессарийского на Полянке в Москве....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

"Спас на престоле" (1682 г.) - автор Семен Спиридонов Холмогорец  (из церкви св. Иоанна Златоуста в Коровниках. Ярославль)...

 

Государственный Русский музей

 

"Пророк Даниил"....(из иконостаса Спасо-Преображенского собора в Твери)

 

Государственный Русский музей

 

Иконы заканчиваются и мы переходим в следующий  зал, который связан с новым периодом в  истории России...

Это конец 17- начало 18 вв. Время правления Петра I... Время больших перемен не только в политике, но и в искусстве.... На второй план уходит иконопись, а предпочтение отдается портретному жанру.... Петр I отправляет на учебу в Италию  ряд художников, среди которых был и Иван Никитич Никитин....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Именно его работы и представлены в этом зале...

Перед нами одна из известных его работ - портрет царевны Натальи Алексеевны. (1716 г.)...

 

Государственный Русский музей

 

 

Также в этот период начинает бурно развиваться искусство скульптуры.... Наиболее крупным мастером этого периода является Б.К. Растрелли. Поэтому неслучайно в этом зале  находится чугунный бюст Петра I, отлитый по авторской форме в 1810 году...

 

Государственный Русский музей

 

Продолжение петровской эпохи мы видим и в следующем зале музея....

 

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Это прежде всего работы Ивана Вишнякова - портреты брата и сестры Фермор...

 

Государственный Русский музей

 

 

Государственный Русский музей

 

Картина  Б.В. Суходольского "Живопись" (1754 г.)....

 

Государственный Русский музей

 

Среди работ, выставленных в этом зале выделяется "Голова старика" (мастер Матвей Васильев 1769 г.)....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

В центре следующего зала мы встречаем монументальную скульптурную группу "Анна Иоановна с арапчонком" - работа Б.К. Растрелли...

 

Государственный Русский музей

 

Стены зала украшают великолепные гобелены (шпалеры) Петербургской шпалерной мануфактуры, основанной по инициативе Петра I в 1716 году...

 

Государственный Русский музей

 

Портретный жанр на протяжении многих веков пользовался особой популярностью в России. Ярким представителем этого направления в конце 18- начале 19 вв. был Федор Рокотов, работы которого представлены в следующем зале...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

На смену портретного жанра приходит исторический... Именно его главенство установила Российская академия художеств с середины 18 века...

 

 

Государственный Русский музей

 

Одним из первых представителей этого жанра в России был А.П. Лосенко со своим знаменитым полотном "Владимир и Рогнеда", на котором отражен вполне исторический факт: князь Владимир пытается взять себе в жены  дочь полоцкого князя Рогнеду...

 

Государственный Русский музей

 

А вот и другая его работа - "Чудесный улов", которая была им выполнена в Париже во время стажировки.... За основу была взята одноименная картина Ж. Жувене (хранится в Лувре).... Сюжет картины напрямую связан с библией и отражает процесс участия Христа в небывалой рыбной ловле на лодке Симона Петра....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

Экспозиция следующего зала посвящена творчеству Дмитрия Левицкого - по мнению специалистов - самого яркого русского портретиста эпохи просветительского классицизма....

Но прежде, чем мы познакомимся с его работами, давайте бросим беглый взгляд на потолок этого зала

 

Государственный Русский музей

 

и на скульптуру, расположенную в его центре....

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Федота Ивановича Шубина - выдающегося мастера скульптурного портрета 2-ой половины 18 века. В 1789 году, по заказу князя Г.А. Потемкина-Таврического скульптор выполнил парадный портрет-статую Екатерины II для Таврического дворца...

Вот она перед нами - "Екатерина II - законодательница"....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Ну а теперь можно вернуться и к Левицкому....

Портрет Екатерины Ивановны Молчановой (1776 год)...

 

Государственный Русский музей

 

 

Портрет Александры Петровны Левицкой.....

 

Государственный Русский музей

 

 

Дальнейший наш путь проходит через Белый (Белоколонный) зал....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Когда-то здесь был музыкальный салон, в котором Великая княгиня Елена Павловна (принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская) устраивала музыкально-поэтические вечера....

 

Государственный Русский музей

 

Сегодня же в этом зале представлен уникальный дворцовый интерьер начала 19 века, к которому "приложили руку" К.И. Росси, А. Виги, Дж.Б. Скотти и другие известные скульпторы и живописцы...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

 

Государственный Русский музей

 

 

 

Государственный Русский музей

 

Белый зал - одно из немногих помещений дворца, которое сохранило свое первоначальное убранство до наших дней...

 

Государственный Русский музей

 

Из Белого зала мы попадаем  на выставку работ В. Л. Боровиковского - признанного мастера портрета....

 

Государственный Русский музей

 

Боровиковский является автором ряда парадных портретов.... Самый известный из них - "Портрет Павла I в белом далматике"....

 

Государственный Русский музей

 

 

Однако предпочтение художник отдает камерным портретам, в которых по его мнению можно передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемой личности...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

В этом же зале представлены кресла из гарнитура мебели для Карамзинной гостиной Михайловского дворца, выполненные по проекту К.И. Росси......

 

Государственный Русский музей

 

Ну а теперь мы с вами попадаем в зал №14.... Запомните эти цифры. На наш взгляд это один из лучших залов музея в плане представленных в нем картин.

Здесь выставлены знаменитые работы Айвазовского и Брюллова...

 

Государственный Русский музей

 

Начнем с работ И.К. Айвазовского - всемирно известного русского художника-мариниста...

Перед нами одна из его известных его картин "Девятый вал".... Люди потерпели кораблекрушение после сильнейшего шторма и пытаются спастись на обломках мачты, но на них готова обрушиться самая большая волна - девятый вал...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

Размер картины 221х332 см и поэтому ее лучше смотреть удобно расположившись на мягком диванчике, стоящем в центре зала....

Но чтобы посмотреть насколько четко прорисованы все детали - приходится воспользоваться оптикой фотоаппарата...

 

Государственный Русский музей

 

 

Следующее полотно Айвазовского, которое мы видим в этом зале - "Волна" (1889 г.)...

В последние годы жизни Айвазовский был полностью поглощен созданием образа морской стихии. Многие его картины этого периода являются по сути вариантом одного и того же сюжета, но тем не менее в каждой из них есть что-то особенное, индивидуальное...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

Детали картины....

 

Государственный Русский музей

 

 

Государственный Русский музей

 

 

Здесь же мы можем встретить и более ранние работы мастера, например "Русская эскадра на Севастопольском рейде" (1846 г.)..

 

Государственный Русский музей

 

или  "Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой" (1848 г.)....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Вторая половина зала посвящена работам другого знаменитого художника - Карла Павловича Брюллова - представителя академизма в искусстве...

Центральное место в экспозиции по праву принадлежит полотну "Последний день Помпеи" - сюжету из античной истории (извержение вулкана Везувий и гибель города Помпеи) (1833 г.)....

 

 

Государственный Русский музей

 

 

Картина "Распятие" (1838 г.)... Образ был написан для лютеранской церкви Св. Петра и Павла, которая возводилась по проекту брата художника - Александра Павловича...

 

Государственный Русский музей

 

Портрет Ю.П.  Самойловой с приемной дочерью Амалией (1842 г.)...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью (1830 г.).....

 

Государственный Русский музей

 

Портрет У.М. Смирновой (1837 г.)....

 

Государственный Русский музей

 

Портрет княгини Е.П. Салтыковой (1841 г.)....

 

Государственный Русский музей

 

"Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" (1821 г.) .... Эта картина была написана Брюлловым по заданию Академии Художеств и была удостоена золотой медали...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

В общем, в зале №14 можно уютно присев на диванчике, часами наслаждаться работами великих наших мастеров....

 

Государственный Русский музей

 

Сидеть, конечно хорошо, но музей на этом зале не заканчивается.... Так что продолжаем осмотр дальше...

 

 В следующем зале нашему вниманию предлагаются работы профессоров Академии художеств первой половины 19 века...

 

 

Государственный Русский музей

 

Среди представленных экспонатов, выделяется работа А.А. Иванова " Явление Христа народу"...

Это своего рода отчетное произведение автора за  государственный пенсион в Италии...

В основу сюжета картины - события из 3-ей главы Евангелия от Матфея... Мы видим толпу иудеев, которые пришли на берег Иордана вслед за пророком Иоанном Крестителем чтобы креститься....Указывая на показавшуюся вдали фигуру Христа Иоанн разъясняет собравшимся, что этот человек несет им новую истину, новое вероучение...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Во время подготовки к своему шедевру, о котором мы говорили выше, Иванов пишет серию этюдов обнаженных мальчиков на фоне разнообразного пейзажа... Картина "Три нагих мальчика", которая приведена ниже - одна из них...

 

Государственный Русский музей

 

Еще одна полная тонкой гармонии работа А.А. Иванова - "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением" (1831 г.)...

 

Государственный Русский музей

 

Впечатляет и картина Ф.А. Бруни "Медный змий" (1841 г.), на которой также представлен библейский сюжет, связанный с 40-летним странствием народа Израиля по пустыни.... Люди усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, тогда Бог послал на них дождь из ядовитых змей.... После того, как погибло много людей Господь приказал Моисею выставить медного змия и те, кто смотрел на него с верой оставались жить...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Далее мы видим работы П.В. Басина... В рамках пенсионерской поездки в Европу он более 10-ти лет жил в Италии. Отсюда черты классицизма и романтизма присущи его многим картинам....

Перед нами его творение "Сократ в битве при Потидее защищает Алквиада" (1828 г.)....

 

Государственный Русский музей

 

"Дмитрий Донской на Куликовом поле" (1824 г.) - автор бывший крепостной графа Н.П. Румянцева - В.К. Сазонов...

 

Государственный Русский музей

 

Кстати, в этом зале, как и в предыдущем вы можете ознакомиться с закрытой (в прямом смысле этого слова) экспозицией... Если вы обратили внимание - вдоль стен зала стоят небольшие столы, покрытые бархатом... Так вот, если приподнять эту тряпочку, то под ней вы увидите различные наброски, рисунки известных мастеров из частных коллекций... Многие посетители об этом не знают и проходят мимо... А закрывают все это от посторонних глаз только с одной целью - чтобы не фотографировали... Стоит вам только приподнять  шторку - смотритель зала в позе нападающей кобры неотступно будет следить за вашими телодвижениями...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Следуя мимо картин С. Щедрина и М. Лебедева

 

Государственный Русский музей

 

мы попадаем "в руки" О. Кипренского и коллекцию его портретов...

 

Государственный Русский музей

 

 

Портрет О.А. Рюминой (1826 г.)...

 

Государственный Русский музей

 

В этом же зале выставлена модель статуи для фонтана в Екатерининском парке Царского села "Молочница с разбитым кувшином" работы П.П. Соколова (1807-1810 гг.)....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

В следующем зале мы становимся свидетелями творчества А.Г. Венецианова... Если до этого героями полотен были знаменитые или знатные люди, то у Венецианова на первый план выходят образы крестьян, их быт и повседневная жизнь...

Картины "Очищение свеклы" (1820 г.),

 

Государственный Русский музей

 

 

"Жница" (1826 г.) и

 

Государственный Русский музей

 

"Гадание на картах" (1842 г.) - яркое подтверждение вышесказанному....

 

Государственный Русский музей

 

 

У окна мы видим проект надгробия памятника М.И. Козловскому работы С.С. Пименова (1802 г.)...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

С творчеством  Василия Григорьевича Перова мы знакомимся уже в следующем зале....

 

Государственный Русский музей

 

Актуальный для настоящего времени сюжет мы видим в его работе "Охотники на привале"  (1877 г.)...

 

Государственный Русский музей

 

Процедура монастырского обеда во всех деталях отражена Перовым в его работе "Трапеза" (1865 г.)...

 

Государственный Русский музей

 

Чаяния одинокого человека, его думы, проблемы и способы их решения нашли свое отражение в картине "Гитрарист-бобыль" (1865 г.)...

 

Государственный Русский музей

 

Идем дальше...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Перед нами работы известного жудожника-пейзажиста - И.И. Шишкина...

"Сосновый лес" (1883 г.),

 

Государственный Русский музей

 

 

"Лес (Шмецк близ Нарвы)" (1888 г.)...,

 

Государственный Русский музей

 

"Корабельная роща"....

 

 

Государственный Русский музей

 

     По-соседству с Шишкиным мы видим работы М.К. Клодта - мастера реалистических пейзажей русской деревни.....

Вот одна из его работ - "Стадо у реки в полдень" (1869 г.)....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

"Пробелы" между картинами заполнены работами Е.А. Лансере - русского скульптора-анималиста...

Всю свою жизнь он был увлечен лошадьми, поэтому неслучайно во многих его творениях присутствуют эти животные....

Перед нами отлив из бронзы "Араб со львятами" (1879 г.)....

 

Государственный Русский музей

 

Во второй половине 19 века в живописи становится популярным стиль "неогрек", который выражается в виде многофигурных эффектных зрелищ, кровавых драм и т.п.

Именно с этим нам и пришлось столкнуться в следующем зале музея...

 

Государственный Русский музей

 

Картина Г.И. Семирадского "Фрина на празднике Посейдона в Элевсине" (1889 г.) - яркий пример этого направления в искусстве...

 

Государственный Русский музей

 

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Из этой же "серии" и полная драматической экспрессии картина К.Д. Флавицкого "Христианские мученики в Колизее" (1862 г.)....

 

Государственный Русский музей

 

 

 

Государственный Русский музей

 

По пути в следующий зал нам снова попадается работа уже известного нам Е.А. Лансере - "Киргизский косяк на отдыхе" (1880 г.)...

 

Государственный Русский музей

 

Через некоторое время мы оказываемся в "плену" русского народного эпоса.... И все это благодаря сказачно-батальным произведениям В.М. Васнецова:

- "Бой скифов со славянами" (1882 г.)

 

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

и "Витязь на распутье" (1882 г.)...

 

Государственный Русский музей

 

Идем знакомиться с творчеством очередного нашего знаменитого художника - В.И. Сурикова...

Не спеша проходим мимо "Степана Разина"....

 

Государственный Русский музей

 

Немного задерживаемся у картины "Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде" (1872 г.) (не так уж часто приходится видеть голову на подносе...)

 

 

Государственный Русский музей

 

и останавливаемся у полотна "Вид на памятник Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870 г.)

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Переходим в следующий зал - здесь продолжение экспозиции Сурикова....

Удобно устраиваемся на диванчике, чтобы не спеша, в тишине полюбоваться  "Переходом Суворова через Альпы" и "Покорением Сибири Ермаком"

 

Государственный Русский музей

 

но тут откуда-то появилась ватага нахимовцев....

 

Государственный Русский музей

 

Нам пришлось спешно ретироваться в другой зал  и детали этих  картин мы уже рассматривали в отеле через фотоаппарат....

 

Государственный Русский музей

 

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

Сделали мы это своевременно, т.к. в  следующем, небольшом по размерам зале было выставлено монументальное полотно И.Е. Репина с "коротким" названием "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901, в день столетнего юбилея со дня его учреждения" (1903 г.).

Чтобы выполнить этот правительственный заказ художник сначала по отдельности написал 60 портретов государственных деятелей, а затем с помощью своих учеников (Б.М. Кустодиева и И.С. Куликова) перенес их на большое полотно...

 

Государственный Русский музей

 

Наше знакомство с творчеством Репина продолжается и в следующих залах....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

 

Государственный Русский музей

 

Картина "Проводы новобранца",

 

Государственный Русский музей

 

 

"Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных " (1888 г.),

 

Государственный Русский музей

 

"Бурлаки на Волге" (1870 г.),

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

"На дерновой скамье" (1876 г.),

 

Государственный Русский музей

 

"Запорожцы" (1880 г.) -  все это лишь небольшая часть работ  выдающегося художника своей эпохи Ильи Ефимовича Репина...

 

 

Государственный Русский музей

 

Следующий зал и перед нами работы не только уникального живописца, но и путешественника, человека, который неотступно сопровождал русскую армию в военных действиях в Японии, Средней Азии и др. "горячих точках" - В.В. Верещагина...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Картина "У дверей мечети" (1873 г.) - одна из многочисленных работ Туркестанской серии, отражающая нравы среднеазиатских государств...

 

Государственный Русский музей

 

 

Во время  одного из своих последних путешествий , а это была Япония,  Верещагин был поражен  ее памятниками классической культуры,  самобытностью, своеобразием костюмов...

Полотно "Япония. Шинтоистский храм в Никко" (1904 г.) как раз и было написано исходя из полученных впечатлений....

Кстати, когда началась русско-японская война, художник устремился в гущу событий и трагически погиб 31 марта 1904 г. вместе с вице-адмиралом Макаровым, находясь на флагманском корабле "Петропавловск" (корабль подорвался на мине на рейде Порт-Артура)...

 

Государственный Русский музей

 

 

Продолжая наше дальнейшее путешествие по Русскому музею мы попадаем в зал с работами И.И. Левитана - мастера "пейзажа настроения"...

 

"Золотая осень. Слободка" (1889 г.),

 

 

Государственный Русский музей

 

 

"Хмурый день" (1895 г.),

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

"Озеро. Русь" (главное произведение позднего Левитана: художник умер, оставив его незаконченным...),

 

Государственный Русский музей

 

 

"Ранняя весна" (1898 г.)....

 

Государственный Русский музей

 

Это конечно не такие его шедевры, как "Март" , "Золотая осень" или серия работ о Плесе, но все же....

 

В этом же зале мы видим и работы К.А. Коровина "Сирень" (1915 г.),

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

и К.Ф. Богаевского "Корабли. Вечернее солнце"....

 

Государственный Русский музей

 

Следующий зал музея....

И.И. Бродский "Портрет жены художника" (1908 г.),

 

Государственный Русский музей

 

 А.Н. Бенуа "Бассейн Флоры" ....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

К.А.Сомов и его самая известная картина "Зим. Каток" (1915 г.)... (По мнению специалистов от живописи, в этой картине совершенно великолепно исполнен пейзаж, который действительно можно увидеть в Петербурге зимой...)

 

Государственный Русский музей

 

Экспозиция работ Андрея Петровича Рябушкина - представителя историко-бытового жанра...

 

Государственный Русский музей

 

Одни из лучших его работ: "Московская улица XVII века в праздничный день" (1895 г.),

 

Государственный Русский музей

 

"Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)"

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Каким-то образом, очевидно сильно задумавшись и глубоко погрузившись в искусство,  мы не заметили, как  оказались в каком-то коридоре...

Но и здесь стены не пустовали...

 

Государственный Русский музей

 

Помимо всяких рекламных плакатов здесь оказались и исторические фотографии (например, эта называется "Война окончена. Подъем скульптуры Б.К. Растрелли "Анна Иоановна с арапчонком" из укрытия в Михайловском саду, 1945 г."),

 

Государственный Русский музей

 

и даже скульптуры, которым не нашлось места в основных залах музея ( "Александр III" работа М.М. Антокольского 1897 г.)

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 Поняв, что в коридоре смотреть больше нечего, мы вернулись в основные залы музея и попали на выставку работ А.И. Куинджи, одного из известных русских пейзажистов, ученика Айвазовского...

 

Государственный Русский музей

 

"Море. Крым" (1898 г.),

 

Государственный Русский музей

 

"Лунная ночь на Днепре",

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

"Закат"....

Насколько все это великолепно??? Как говорится, на вкус и цвет - товарищей нет... У специалистов свое мнение, ну а у нас, как людей далеких от высоких материй - мнение несколько другое: если картина нравится - значит она хорошая, а выискивать в полотне мазки, нюансы настроения художника, его видение происходящего - это не для нас.... Извините, если кого-то обидели...

 

Государственный Русский музей

 

 

Если верить плану - мы находимся в зале под номером 32...

 

Государственный Русский музей

 

Здесь задумчиво восседает "Спиноза" работы М.М. Антокольского...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Ну а мы попадаем "в плен" к  В.Д. Поленову - одному из выдающихся художников-передвижников....

Центральное место в его экспозиции занимает картина "Христос и грешница" (1888 г.), в которой он отобразил сюжет из Евангелия....

 

Государственный Русский музей

 

 

Для того, чтобы все вышло реалистично Поленову пришлось посетить Сирию, Египет, Палестину...

 

Государственный Русский музей

 

Менее масштабные работы художника:  "Больная" (1879 г.),

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

" И возвратился в Галилею в силе духа"...

 

Государственный Русский музей

 

 

Идем дальше....

 

Государственный Русский музей

 

 

В следующем зале представлены работы Г.Г. Мясоедова - "яркого представителя русского реализма второй половины 19 века, основателя "Товарищества передвижных художественных выставок"" (цитата из Википедии)

 

Все верно. Чем не реалистична его картина "Страдная пора. Косцы" ?

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Здесь же мы можем увидеть и работы К.А. Савицкого (картина "На войну" - отражает события, связанные с началом русско-турецкой войны 1877 г.),

 

Государственный Русский музей

 

 

и И.М. Прянишникова ("Крестный ход"),

 

Государственный Русский музей

 

 

и  К.Е. Маковского: (" Ночлежный дом" 1889 г.),

 

Государственный Русский музей

 

"Семейный портрет",

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

"Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869 г.);

 

Государственный Русский музей

 

и Х.П. Платонова "Наймичка", и Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы" (1897 г.)...

 

Государственный Русский музей        Государственный Русский музей

 

 

При переходе в другой корпус мы встречаем  работы уже знакомого нам М.М. Антокольского "Ермак",

 

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

и "Тигр и Синай" А.Л. Обера....

 

Государственный Русский музей

 

Из Михайловского дворца мы переходим в корпус Бенуа...

В первом зале этого корпуса нас "поджидает"  М.А. Врубель - " ... один из гениальных творцов русского модерна, творчество которого отмечено высоким художественным мастерством и стремлением к созданию произведений большого стиля. По словам мастера, искусство должно "будить душу от мелочей будничного величавыми образами" (цитата из аннотации к его творчеству, размещенной в выставочном зале)....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

После такого "инструктажа" самое время посмотреть и картины мастера...

Работа "Богатырь" (1898 г.)....

 

Государственный Русский музей

 

Ценители искусства называют Врубеля таинственным гением живописи...

 Его шедевр -  "Утро"....

 

Государственный Русский музей

 

 

"Атмосферой таинственности пропитана и его картина "Демон летящий"..." (мнение специалистов...)

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Повторюсь, мы не специалисты. Может быть в работах Врубеля все и таинственно, но нашу "душу от будничных мелочей" они почему-то не разбудили....

 

В следующем зале музея выставлены полотна М.В. Нестерова...

Прежде, чем приступить к их осмотру - знакомимся с мнением профессионалов...

"Михаил Нестеров создает образы большой духовной силы и значительности. Они насыщены тонким лиризмом, отрешены от земных забот, полны созерцательности и религиозного размышления. Художник показывает сложную духовную жизнь своих героев, богатство их интеллектуальных и нравственных возможностей, гармоничное взаимосуществование человека и природы. Определение "нестеровский пейзаж" - умиротворенный, тихий, нежно-зеленый - вошло в современный отечественный лексикон".

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Посмотрим на все это взглядом обывателя....

 Картина "Великий постриг" (1898 г.)...,

 

Государственный Русский музей

 

"Святая Русь" (1905 г.),

 

 

Государственный Русский музей

 

"Преподобный Сергий Радонежский" (1899 г.)...,

 

Государственный Русский музей

 

"Думы" (1900 г.)...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

В данном случае, как ни странно, но наше мнение по-поводу творчества Нестерова почти что совпало со мнениями специалистов...

 

Зал №....  Уже сбились со счета....

В общем в этом зале разместились произведения В.А. Серова...

"Крупнейший русский портретист В.А. Серов создал блистательную живописную галерею своих современников разнообразную по характерам и общественному положению. Во 2-ой половине 1880-х - 1890-х годов он пишет лирические созерцательные портреты с использованием приемов импрессионистического письма. Художник объективен и правдив в изображении, тщателен в выборе позы, жеста, поворота головы модели...."

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

Самое время во всем этом разобраться на практике...

 

"Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой" (1902 г.),

 

Государственный Русский музей

 

"Портрет С.М. Боткиной, жены П.Д. Боткина" (1899 г.),

 

Государственный Русский музей

 

"Портрет княгини О.К. Орловой" (1911 г.)

 

Государственный Русский музей

 

 

А это уже работа из "другой оперы"....

" Купание лошадей"...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

На наш взгляд, все-таки портреты у Серова выглядят более привлекательнее, чем работы другого жанра (по крайней мере если сравнивать с теми картинами, которые выставлены в Русском музее)...

 

 

В следующем зале нам предоставляется возможность познакомиться с творчеством Бориса Кустодиева...

 

Государственный Русский музей

 

 

"Портрет Ф.И. Шаляпина" (1922 г.) (Эту работу художник делал уже будучи парализованным. Рисовал по частям, при этом холст ему наклоняли над креслом)

 

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

"Купчиха за чаем" (1918 г.)...

 

Государственный Русский музей

 

 

"Балаганы" (1917 г.)...

 

Государственный Русский музей

 

В работах Б.М. Кустодиева в большей части отображается своеобразие провинциальной жизни с ее знаменательными моментами: базарами, народными гуляниями, ярмарками и т.п.

 

 

Следующую пару залов (выставка работ Б.Д. Григорьева, И.И. Машкова) мы осмотрели достаточно быстро и бегло...

 

Государственный Русский музей

 

 

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Конечно, когда количество осмотренных залов переваливает за седьмой десяток чувствуется некая усталость, утомленность, желание побыстрее все это закончить...

На наш взгляд и организаторы экспозиций, очевидно предусмотрев все эти человеческие факторы, тоже пошли навстречу посетителям музея: чем ближе к выходу, тем как бы это помягче и культурнее сказать....  В общем картины становятся попроще в плане традиционного восприятия окружающей действительности...

Особенно из последних экспозиций нас от души порадовало направление в искусстве под названием "примитивизм"...

Работники музея описывают это направление так: " вовлечение русского крестьянского искусства, городского фольклора в круг актуальных художественных традиций, глубокий интерес к искусству художников-самоучек было едва ли не повсеместным в 1910-е годы. Сознательное упрощение художественной формы не имело характера подражания, но было попыткой придать образам преображенной художником реальности ту ясность, простоту и одновременно смысловую емкость, которыми по природе своей было наделено народное искусство..."

 А теперь посмотрим, как все это выглядит....

 

Например, серия картин М.Ф. Ларионова ( так он  рисовал в молодости)....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

А вот его более поздний шедевр - "Венера"....(Вы нас конечно извините, но при виде этого полотна из нас почему-то синхронно вырвался неприлично громкий смех. Хорошо, что посетителей было немного...) Наверное специалисты от живописи при виде этой  работы примут задумчивый вид, сделают умное выражение лица, после чего на протяжении нескольких десятков минут, используя профессиональный сленг, с упоением расскажут вам о том, что перед вами истинный шедевр...

На наш непросвещенный взгляд - в детском садике ребятишки нарисуют более красиво...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

"Велосипедист" от Н.С. Гончаровой...(весь запутался в шелках, нитках и мыслях художника...)

 

 

Государственный Русский музей

 

Очередной шедевр.... Неужели вы не догадались кто перед вами? Да это же "Портрет философа" работы Л.С. Попова. Чем-то напоминает "клетчатого" из фильма "Приключения принца Флоризеля".

 

Государственный Русский музей

 

Кажется "восторгаемся" в этом зале не только мы....

 

Государственный Русский музей

 

Ну а теперь нам предстоит с вами оценить самые грандиозные шедевры примитивизма... Хотя нет, это уже называется по другому - супрематизм (что означает в переводе на простой русский язык "раннее проявление абстрактного искусства новейшего времени")

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Мы стоим перед работами классика этого жанра К.С. Малевича... Картины "Черный круг" (1923 г.) , "Черный крест" (1923 г.) и "Белый радиатор" ... (Извините, радиатор оказался настоящим. - смутила табличка, расположенная на нем, где указано, что его нельзя фотографировать со вспышкой)...

Жаль, что здесь не представлен "Черный квадрат".... Ведь как сказал Малевич: "Квадрат - зародыш всех возможностей..."

 

Государственный Русский музей

 

 

Спустя некоторое время в арсенале Малевича очевидно появились и цветные краски. В 1928 году он их уже начинает применять....

По крайней мере в картине "На жатву (Марфа и Ванька)" это уже проглядывается...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Кстати, в арсенале Малевича есть еще одна фраза: " Кто чувствует живопись, тот меньше видит предмет, кто видит предмет, тот меньше чувствует живописное..." Так что относительно его "крутых" работ все элементарно - видишь предмет (например, квадрат, круг), а вот живописью и не "пахнет"...

И наконец, великий теоретик нового искусства как-то заявил: "Искусство должно отрешаться от вчерашнего". Вот он (Малевич) и отрешился от настоящего искусства...

 

В этом же зале представлены и полотна в 3D изображении....

 

Государственный Русский музей

 

"Орудия и продукты производства". Автор В.М. Стржеминский. Состав картины: доска, масло, гипсовая крошка, дерево, пробка, металл, эмаль...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Идем дальше....

 

Государственный Русский музей

 

 

В картинах, выставленных в этом зале уже можно отыскать зачатки реализма....

 

Государственный Русский музей

 

 "Трое за столом" П.Н. Филонов (1914 г.)...

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

"Живая голова" от того же автора ....(кстати зря вы иронизируете .. П.Н. Филонов - основатель аналитического искусства... Трижды и безуспешно пытался поступить в Петербургскую Академию художеств...)

 

Государственный Русский музей

 

Следующий зал....

 

 

Государственный Русский музей

 

Здесь мы можем познакомится с работами К.С. Петрова-Водкина....

 "Селедка" (1918 г.),...

 

Государственный Русский музей

 

"Фантазия" (1925 г.),

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

Далее мы попадаем в искусство 1920-х - 1930-х годов, которое "отразило политические и социальные перемены в обществе. Доминирующими становятся темы труда, спорта. Столь же актуален  портрет, в котором образ современника приобретает собирательный характер. В своем стремлении воплотить в живописных полотнах идеалы нового времени художники широко обращаются к традициям монументального искусства - панно и фреске...."

 

Государственный Русский музей

 

 

Собирательный характер русской женщины того времени просматривается в картине "Женщина с ведрами" (В.В. Пакулин 1928 г.)

 

Государственный Русский музей

 

А вот и картина про спорт

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

и его поклонниц (А.Н. Самохвалов "Девушка в футболке" 1932 г.)...

 

Государственный Русский музей

 

 

Весьма актуальное для той эпохи полотно "Военизированный комсомол" (А.Н. Самохвалов 1932 г.) (Теперь понятно откуда подобные вещи мы видим у китайских или корейских коллег)

 

 

Государственный Русский музей

 

Следующие залы - и новая временная эпоха в искусстве...

 

Государственный Русский музей

 

 

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

Известная картина А.А. Дейнека "Оборона Севастополя" (1942 г.)

 

Государственный Русский музей

 

 

Более "мирные" полотна:

"Полдень" А.А. Пластов 1961 г.,

 

Государственный Русский музей

 

"Утро" А.А. Мыльников 1972 г.,

 

Государственный Русский музей

 

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

 

"Фигляры" О.В. Булгаковой 1979 г....

 

Государственный Русский музей

 

"Сборщики"  Я.И. Крестовского 1975 г.,

 

 

Государственный Русский музей

 

Весьма актуальная тема для конца 80-х, начала 90-х годов прошлого века нашла свое отражение в картине А.А. Сундукова "Очередь" (1986 г.)

 

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

 

И снова попытка вернуться к примитивным вещам....

В.Н. Немухин "Интерьер №3. Диптих" (1997 г.)

 

 

Государственный Русский музей

 

"Точка в своем пространстве" Ф. Инфанте-Арана (1964 г.)

 

 

Государственный Русский музей

 

Ну и мы кажется дошли до нужной точки пространства Русского музея, которая называется выход...

Глоток свежего воздуха нам не помешает....

 

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей