Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

февраль 2017 г.

 

С 25 октября 2016 г. по 1 марта 2017 г. (сроки неоднократно переносились и могут измениться еще  в очередной раз) в Третьяковской галерее (впервые в России) в рамках проекта "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини. Рафаэль. Караваджо" все желающие могли (могут) ознакомиться с уникальными экземплярами одной из значимых в мире коллекцией религиозной живописи, которая собрана в Музеях Ватикана. Правда мы немного слукавили - насчет всех желающих... Их конечно же было много, даже очень много (такого количества культурно-образованных и стремящихся повысить свой интеллектуальный уровень граждан России не ожидал никто: ни сотрудники Третьяковской галереи, ни представители Ватикана, ни другие ответственные и менее ответственные сотрудники различных ведомств, тем или иным способом связанных с представлением вышеуказанного проекта в России. В связи с этим первой волне "всех желающих", прежде чем увидеть шедевры Ватикана, пришлось отстоять огромные (многочасовые) очереди в музейные кассы. В этот период (у нас все-таки рыночные отношения) был и другой вариант попасть на экспозицию (более "скоростной") - приобрести билеты у "музейных распространителей", которых было предостаточно на ближних подступах к выставочному комплексу. Правда в этом случае вместо 500 руб. (официальная цена входного билета) билетик стоил уже под 8 тыс. руб. (если немного добавить - то можно за такие деньги доехать и до реального Ватикана). Спустя некоторое время, когда об этом "инциденте" телевидение и другие СМИ  растрезвонили на всю страну и, очевидно, информация докатилась до некоторых чиновников относительно высокого ранга, Третьяковка принимает решение об именных билетах и продажу их через Интернет. На официальном сайте музея была выложена информация о времени проведения данного "эксперимента". Часть любителей прекрасного (по совместительству продвинутые пользователи современных IT-технологий) облегченно вздохнули - наконец-то появился шанс без больших усилий приобрести заветный билетик на престижное мероприятие. Но не тут-то было... В назначенное время "Ч" по ряду причин (то ли объективного характера - низкая нагрузочная способность музейного сервера, то ли субъективного - кто-то просто не захотел, чтобы система нормально работала) "добраться" до онлайн продаж было невозможно. При этом спустя некоторое время на сайте Третьяковской галереи появилась информация, что все билеты уже проданы... (очередной успех наших хакеров был налицо).  Спустя некоторое время Третьяковская галерея объявила об очередном раунде онлайн продаж входных билетов, который пришелся на пятницу 13 января 2017 г. В этот день, в 12.00 открылся "доступ всех желающих" к 30 тыс. билетов. Чтобы увеличить шансы, мы решили произвести покупку сразу с нескольких компьютеров, имеющих различные IP адреса. На удивление, доступ к музейному web-ресурсу на сей раз был беспроблемным - мы достаточно быстро зашли на сервер, зарезервировали билетики на выбранный день (доказав при этом, что мы не какие-то там "роботы") и стали ждать на свои почтовые ящики кода подтверждения, который нужно было ввести в течении 2-ух минут. В противном случае - заказ аннулируется. Заветные цифры мы так и не получили и снова начали атаковать сайт Третьяковки... Доступное количество билетов на наших глазах уменьшалось даже не в геометрической прогрессии, а намного быстрее. Мы снова успели зарезервировать билеты. На этот раз время ожидания "отклика" работники музея увеличили до 2-ух часов... Прошел час - никто из нас не получил ответа. Начал заканчиваться второй час... На сайте музея появилось сообщение: "Все билеты проданы...". Мы уже было потеряли всякую надежду на успех, однако в это время появилась информация, что продолжительность ожидания ответа увеличилась до 7- ми часов... Эта информация слегка обнадежила, но не надолго - прошло еще пару часов, а результата никакого. Начали уже "добрыми словами" вспоминать всех тех, кто был связан с организацией данного мероприятия. В это время представитель молодого поколения нашего семейства, "ВКонтакте" нашел информацию о том, что можно ввести вместо кода любые 6 цифр. Дрожащей рукой мы ввели то, что нам пришло на ум (наверное это было 1,2,3,4,5,6) и чудо свершилось - сформировался билет, который мы тут же оплатили. В 18 часов вечера мы уже любовались на распечатанные билеты на заветную выставку. Теперь можно было спокойно готовится к встрече старого Нового года. В 21.00 неожиданно в наш почтовый ящик "свалилось" и послание от музея, который любезно, спустя 9 часов после активации своей услуги, предоставил нам свой вариант кодовой комбинации. Увы, мы в ней уже не нуждались...

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

2 февраля 2017 г. в районе 12-ти часов дня мы были на Лаврушинском перед д. 12 (перед входом в Инженерный корпус Третьяковской галереи). Надеялись встретить толпы поклонников творчества итальянских живописцев, однако наши надежды не оправдались - перед входом в музей никто не толпится. Подходим к охраннику и спрашиваем: "Можем ли мы зайти раньше?" (наше время прохода с 13.00 до 13.30). Нас любезно (после соответствующего досмотра) пропускают в вестибюль музея, где мы в гардеробе "избавляемся" от верхней одежды. Попасть в выставочные залы раньше указанного в билетах времени нам не удается, поэтому весь его запас мы решили "посвятить" местному буфету.

На часах 13.00 и мы поднимаемся на выставку. Штрих-код на наших билетах отсканирован бдительными сотрудниками музея (документы, подтверждающие личность никто не спрашивал) и мы оказываемся "в объятиях" шедевров Ватикана...

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Сразу оговоримся - фотографировать экспозицию категорически запрещено, поэтому все наше дальнейшее повествование (особенно в части наглядности представления) основано на материалах издания Государственной Третьяковской галереи и Музеях Ватикана - "Roma Aeterna".

Всего на выставке было представлено 42 работы из Пинакотеки (помещение для хранения живописи) Ватикана, размещенные в 4-х залах.

Прежде, чем мы приступим к рассказу о шедеврах - несколько слов об истории музеев Ватикана.

В 1503 г. папа Юлий II на одной из вилл (Вилла Бельведере) выставил на всеобщее обозрение принадлежащую ему статую Аполлона (была найдена в конце 15 века возле Рима). Вскоре собрание античных скульптур Юлия II пополнилось другими мировыми шедеврами - "Лаокон с сыновьями" и "Спящая Арианда". Таким образом образовалось ядро художественной коллекции Ватикана, которое на протяжении последующих лет обрастало за счет новых поступлений. Однако языческий пантеон, расположенный в самом центре обители наместника Бога (коим является папа) вызывал (несмотря на восхищения культурной элиты) неодобрение как большинства духовенства, так и паствы. С этим папе приходилось считаться. Решение не заставило себя долго ждать: античный мир должен быть полностью реабилитирован в глазах церкви и стать частью истории Ватикана. Наступило время закончить противопоставление истории христианского Рима (папского) истории Рима императорского (языческого), что и было продекларировано. С именем  Юлия II связаны и величайшие творения мирового искусства: Станца делла Сеньятура (комплекс фресок в рабочем кабинете папы, расписанных Рафаэлем) и потолок Сикстинской капеллы (расписанный любимым художником папы Микеланджело). После смерти Юлия II культурную политику Ватикана продолжил папа Лев X, любимцем которого становится Рафаэль (ему новый папа заказывает цикл фресок (Лоджия Рафаэля)). В 1521 г., после неожиданной смерти Льва X,   на папский престол избирается Адриан VI, которому чужда была идея Roma Aeterna ("Вечный Рим" - идея преемственности истории) и он запланировал уничтожить все то, что было связано с высоким искусством, которое он не признавал (сбить потолок Сикстинской капеллы из-за наготы некоторых персонажей, уничтожить все античные скульптуры). Через год после занятия высокого поста Адриан VI умирает, не успев осуществить свои "реформистские" планы по уничтожению мировых шедевров. Пришедший ему на смену Климент VII вернулся к прежнему "культурному курсу", однако его ссора с Карлом V (императором Священной Римской империи) привела к разгрому и разорению Ватикана наемниками последнего. Последующие папы относились к собранию древних статуй как к набору изящных предметов, которыми декорировали различные свои помещения (целостность коллекции была нарушена, статуи постоянно были в "движении" - их по одиночке переставляли из комнаты в комнату. Доступ к их осмотру был прекращен). В жизни Ватикана наступила новая эпоха, которая в была связана с появлением очередного шедевра мирового значения - грандиозной фреской "Страшный суд" (работа Микеланджело) и отказом от прямой манифестации единства античности и христианства (предыдущий период был обозначен периодом греховных заблуждений). В этот период папы начинают активно бороться с внешней и внутренней ересью (Микеланджело было приказано скрыть наготу фигур в "Страшном суде", а античные скульптуры начали раздаривать светским правителям). С наступлением XVII века начинается небывалый расцвет Рима (его архитектуры, живописи, скульптуры) и интенсивное распространение католицизма по континентам. Рим (Ватикан) становится центром паломничества. При этом паломников привлекают не только святыни, но и уникальные произведения искусства, в том числе и античные скульптуры (которые снова собираются в одно место), а также "новое искусство" - живопись. В Рим съезжаются художники со всей Европы, создается уникальный художественный рынок, появляется много частных коллекций, которые впоследствии перерождаются в музеи. Однако культурная политика Ватикана продолжает оставаться прежней. Только в начале XVIII века (при Клименте XI) создается "Церковный музей" (Музео Экклезиастико), в котором выставляются каменные рельефы с изображениями раннего христианства. Это был первый публичный музей Ватикана. Вскоре появляется Галерея Клементина, в которой выставляется экспозиция ваз, монет, появляется и живопись... Дальше идет по нарастающей: Урбан VIII открывает Музео Кристиано (Христианский музей), Климент XIII - Музео Профано (Мирский музей)... Начинается этап развития Музеев Ватикана, которые вскоре становятся одними из величайших музеев мира. В 1772 г.  создается Музео Клементино (в начале 1770-х годов папа Климент XIV установил полный контроль над раскопками в Риме  и над рынком древностей. В результате появилось множество экспонатов, для которых не хватало места в имеющихся музеях). В 1790 г. на территории Ватикана наконец-то появляется отдельная картинная галерея, в которой выставляются шедевры живописи, долгое время хранившиеся в папских помещениях. В 1796 г. Наполеон заставил папу Пия VI подписать унизительный для Ватикана Толентинский трактат, согласно которому в том числе и все сокровища церквей Рима и собрания Ватикана переходили в собственность Франции. В 1798 г. Наполеон с триумфом вывез все ценности в Париж и разместил их в Лувре. Музеи Ватикана опустели до 1815 г., когда согласно решению Венского конгресса, удалось большую часть вывезенного вернуть в Рим. Начинается новый этап в становлении Музеев Ватикана, связанный с новыми поступлениями известных экспонатов. Благодаря им образуются Григорианский Этрусский музей (1837 г.) и Григорианский Египетский музей (1839 г.). Все было бы ничего, но в 1861 г. сардинский король Виктор Эммануил провозглашается королем объединенной Италии со столицей в Риме. В ходе решения "Римского вопроса" новый король конфискует все имущество Святого престола за пределами Ватикана. Однако несмотря на это, собрание картин не только не уменьшилось, но и увеличилось за счет многочисленных даров и новых поступлений. В это время,  папство, благодаря своим Музеям (их коллекциям мирового значения) демонстрирует и свою роль (влияние, значимость) в мировой культуре (и не только). Постепенно Музеи Ватикана превращаются в самостоятельную структуру, на работу в которую приглашаются специалисты.  В 1909 г. коллекция картин Ватикана преобразуется в Пинакотеку Ватикана, а в 1920 г. начинается кардинальное переустройство Музеев Ватикана. Тут подоспело и решение "Римского вопроса", согласно которому  Святой престол получал право владения территорией Ватикана (суверенитет в международных отношениях), но при этом должен был сделать доступными для итальянского народа свои уникальные собрания предметов искусства. В 1932 г. Пинакотека Ватикана была торжественно открыта для всех желающих. Ее коллекция состоит из 460 картин XII-XIX вв. (в основном это работы итальянских мастеров + коллекция византийского искусства, приобретенная папой Пием X) написанных на религиозные темы. Вся экспозиция размещена в 18-ти залах, и располагается в хронологическом порядке. В Россию, в рамках проекта "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини. Рафаэль. Караваджо", как уже отмечалось выше, доставлено 42 картины - это первый случай за всю историю Музеев Ватикана, когда такое количество их экспонатов одновременно покинули их стены...

Ну а теперь давайте перенесемся в залы Третьяковской галереи и подробнее ознакомимся с рядом экспонатов этой нашумевшей выставки..

В первом зале мы видим алтарные образы "Христос Благословляющий" (XII в.) и "Св. Франциск Ассизский" (XIII в.) - наиболее ранние из хранящихся в Пинакотеке произведений.

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана                                           Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Переходим в следующий зал...

"Иисус перед Пилатом" - работа "Пьетро Лоренцетти (1348 г.).  Специалисты говорят, что перед нами только часть серии, посвященной изображению Страстей Христовых. В Метрополитен-музее имеется "Распятие" (работа вышеуказанного мастера), которая скорее всего является второй створкой походного складня, в составе которого была и та картина, которую мы сейчас видим.

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Еще один алтарный образ - "Распятие со сценами Страстей" (Алессо ди Андреа, 1345 г.). В центре - главная сцена - "Распятие". Слева (в верхнем углу мы видим, как "Христос прощается с матерью", справа (верхняя часть) - Христос собирается взойти на крест ("Воздвижение Креста"). Далее следуют эпизоды "Оплакивание Христа", "Дева Мария и св. Иоанн на пути к Гробу Господня" (второй ряд), "Положение во гроб"  и "Скорбящая Дева Мария, склоняющаяся над гробом Христа" (нижний ряд).

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Перед нами цикл  работ посвященных сценам жития св. Николая Чудотворца.

В первой работе (автор Гвидо ди Пьетро 1455 г.) мы видим следующие эпизоды: "Встреча св. Николая с посланцем императора", "Спасение зерна для города Миры" (св. Николай уговаривает моряков поделиться 100 мерами зерна на благие цели) и "Спасение тонущего корабля" (св. Николай выполняет свое обещание о том, что груз будет доставлен в целостности и сохранности).

 

.Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Еще один из эпизодов жития св. Николая Чудотворца, связанного с усмирением бури и спасением корабля изобразил Джентиле да Фабриано(1425 г,)

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

 Перед нами люнетта на которой изображена сцена "Оплакивание" работы Карло Кривелли (1488 г.). В свое время этот шедевр искусства являлся украшением главного алтаря церви Сан Пьетро ди Муральто в Камерино. Конечно, небольшая фотография не может передать те ощущения, которые испытываешь при реальном просмотре  полотна (дерево, темпера, золото) размерами 105х205 см. Будучи не большими специалистами в области искусства, мы были поражены тем, что Кривелли (помимо тщательной прорисовки мельчайших деталей) удалось добиться эффекта объемности изображения, который присущ не только центральным фигурам (Христос, Богородица, Мария Магдалина), но и таким незначительным элементам сцены, как ковер на котором расположился Иисус или, например, тряпка, расположенная на перилах слева от него (один из посетителей выставки, рассматривающий данную картину вдруг неожиданно сказал; "Надо же, уборщица тряпку забыла..." (насколько все это реалистично выглядит).

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Еще одна работа, которая сильно отличается от остальных высокой степенью прорисовки мельчайших деталей - картина Гвидо Рени "Святой Матфей и ангел" (1620 г.) (правда, некоторые специалисты утверждают, что в коллекции Ватикана находится всего лишь копия...)

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Привлекла наше непрофессиональное внимание и продолговатая (215 см) невысокая (30 см) надставка к алтарю (пределла) работы Эрколе де Роберти (1473 г.) на которой изображена серия чудес св. Винченцо Феррера (в свое время это было украшением главного храма Болоньи - собора Сан Петронио).  В таком виде сложно ознакомиться с чудесами, поэтому разобьем данный шедевр по сюжетам.

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Первое чудо - "Исцеление роженицы". Мы видим женщину, которая умоляет святого облегчить ее страдания во время родов...

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Далее чудеса распространяются уже на богатого иудея, которого удалось воскресить ("Воскрешение богатого иудея")...

 

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Следующий благое деяние св. Винченцо Феррера, которого мы видим на небесах, относится к "Исцелению хромого" (мужчина с окровавленной  и изуродованной ногой находится в центре данного сюжета).

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Далее следует спасение ребенка из горящего дома, пожар в котором был потушен благодаря вмешательству святого....

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

В заключении происходит воскрешение ребенка, убитого безумной матерью во время припадка. Слева (на крыльце дома) мы видим горюющую мать, а в правой части полотна ситуация разворачивается следующим образом: отец ребенка приносит останки сына к гробнице св. Винченцо, где и происходит чудо - возвращение ребенка к жизни...

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

А это уже три фрагмента фрески, перенесенных на кадорит (работа Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Мелоццо да Форли, 1480 г.). В свое время масштабная композиция на сюжет "Вознесение Христа" украшала купол апсиды базилики Санти Апостоли в Риме. До наших дней сохранились лишь некоторые фрагменты, среди которых "Ангел, играющий на виоле" и два "Ангела, играющих на лютне" (первый из них - визитная карточка выставки - это изображение присутствует на большинстве рекламных плакатов).  В данном случае ангелы олицетворяют собой неземную красоту небесных звуков и небесную гармонию. Примечательно, что в то время многие композиторы в своем понимании музыки видели связь человеческого  духа с Богом в небесах, что и пытался отразить Мелоццо в своих работах.

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Перед нами части  большого алтаря монастыря Сан Пьетро в Перудже - две картины с изображениями св. Юстины  и св. Плакиды (работы Пьетро Ваннуччи, прозванный Перуджино, 1495 г.). В 1797 г. наполеоновские генералы разграбили алтарь в Перудже и все ценное, в том числе и образы, которые мы видим, вывезли в Париж. Только в 1816 г. (после падения Наполеона) папе Пию VII удалось вернуть их (как и многие другие художественные ценности, захваченные французами) в хранилище Ватикана.

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Настал черед пожалуй самой ценной части выставки. Перед нами (за толстым пуленепробиваемым стеклом) две аллегорические картины Рафаэля (выполнены в технике гризайля) которые в свое время составляли пределлу алтаря семейной капеллы Аталанта Бальони:

это -  "Вера" (1507 г.). Здесь христианская добродетель представлена в виде женской фигуры с ритуальной чашей (потир) в вытянутой руке. По краям - два младенца (путти) держат таблички с монограммами имени Иисуса (на греческом и латинском языках).

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

и "Милосердие" (считается величайшей и самой земной из христианских добродетелей).  В данной интерпретации Милосердие - мать которая находится в окружении нескольких младенцев. Путти, расположенные по бокам рассыпают деньги и держат на плечах пылающий котел. Все это достаточно часто ассоциируется с символом Добродетели.

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Осмотреть следующую картину, несмотря на ее внушительные габариты (3х2 метра) из-за большого количества посетителей перед ней было достаточно проблематично. Правда в этом нет ничего удивительного, т.к. это знаменитый шедевр Караваджо (он же Микеланджело Меризи) "Положение во гроб", (1603 г.)  который в последующие годы неоднократно копировался многими известными мастерами, среди которых были Рубенс, Сезанн и др.

Сюжет картины следующий: старец Никодим и апостол Иоанн (прикрывая пальцами левой руки рану от копья)   укладывают в каменную могилу Христа, снятого с креста. За ними стоят скорбящая мать, Дева Мария, Мария Магдалина и Мария Клеопа. Когда удается приблизиться к картине, то возникает ощущение, что угол саркофага как-будто бы выступает из плоскости холста (автор использовал новаторские приемы в живописи, которые принесли картине широкую известность).

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Далее мы имеем возможность ознакомиться с двумя сценами с деяниями Давида ("Давид, отрубающий голову Голиафу" и "Давид, отбирающий ягненка у льва"). Картины, написанные Пьетро Берреттини (Пьетро да Кортога) (1630 г.) представляют собой авторские копии (оригиналы когда-то украшали потолок Виллы Пиньето, но были утрачены)...

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Среди шедевров Пинакотеки Ватикана были "Рождество" (Мариотто ди Нардо, 1385 г.), "Рождество и Благовестие пастухам" (Джованни ди Паоло ди Грация, 1435 г.), "Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной" (Джованни Беллини, 1471 г.), "Христос во славе" (Антонио Аллегри, прозванный Корреджо, 1525 г.), "Видение св. Елены" (Паоло Кальяри, 1575 г.), "Юдифь и служанка с головой Олоферна" (Орацио Джентилески, 1624 г.), "Троица с мертвым Христом" (Лодовико Каррачи, 1592 г.), "Отдых на пути в Египет" (Федерико Бароччи, 1570 г.), "Неверие св. Фомы" (Джованни Франческо Барбьери, 1727 г.) и др.

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Почему-то отдельно хочется подробнее остановиться на картине Никола Пуссена "Мученичество святого Эразма" 1628 г.  С одной стороны это холст внушительных размеров (320х186 см), а , с другой стороны - скорее всего привлек внимание не вполне обыденный сюжет, изображающий жестокие страдания святого мученика. Эразм отказался поклониться статуе Геркулеса (именно на нее указывает верховный жрец), за что и был подвергнут зверским истязаниям опытными палачами императора Максимиана.

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

 

Отдельная экспозиция была посвящена "Астрономическим наблюдениям" - серии картин написанных Донато Крети по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили - страстного астронома-любителя. Основав в Болонье (папская территория) Институт наук, граф решил построить при нем обсерваторию, для чего ему нужно было заручиться поддержкой понтифика. В качестве "демонстрационного материала"  к своему "бизнес-проекту" Марсили использовал полотна с изображением Солнца, Луны, Меркурия

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Венеры, Марса, Юпитера,

 

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

 

Сатурна и кометы (т.к. Уран был открыт только в 1781 г., то в "презентации" он не был представлен).

 

          Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

   

Час, в течении которого мы осмотрели 42 шедевра из коллекции Музеев Ватикана пролетел незаметно. Покидали мы Третьяковскую галерею с чувством, нет, не выполненного долга, а преисполненные положительными эмоциями и впечатлениями от увиденного.

 

При подготовке данного материала использовалась "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" -Р69 Гос. Третьяковская галерея. - М., 2016 г. и Photo © Vatican Museums