Музей истории космонавтики. Калуга

    zhais@yandex.ru

 

В 10-ти минутах ходьбы от Дома-музея К.Э. Циолковского по адресу:  ул. Академика Королева, д.2 (54.517065, 36.230800)

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

располагается еще один объект связанный с космической тематикой - Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского.

 

 

 

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Хотя корректно будет сказать так: "По этому адресу находится головной "офис", т.к. с 1967 г. (момента открытия в Калуге Музея космонавтики) Дом-музей К.Э. Циолковского утратил статус самостоятельного музея, преобразовавшись в отдел Государственного музея космонавтики".

 

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Заплатив за вход 250 руб. и 200 руб. за право фотосъемки, мы поднимаемся на второй этаж

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

и попадаем на 3-ий открытый технофестиваль космической тематики для школьников "Земля-Луна, Калуга-Марс", в рамках которого проходят соревнования школьных команд и отдельных участников по робототехнике.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

До начала соревнований еще есть некоторое время и участники имеют возможность поближе познакомиться с трассой и сделать ряд пробных заездов.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Поскольку соревнования школьников по робототехнике не является целью нашего посещения данного заведения, то мы стараемся акцентировать наше внимание на профильных объектах. Первый из них - макет спускаемого аппарата космического корабля "Восток" с третьей ступенью ракеты-носителя в масштабе 1:3

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Пройдя мимо стенда, посвященного 160-летию со дня рождения К.Э. Циолковского,

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

мы оказываемся перед экспозицией "Жители Калуги приветствуют первого космонавта планеты. 13.06.1961 г."  Из стенда "выезжает" ЗиС-110

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

на котором когда-то Ю.А. Гагарин проезжал по улицам этого областного города...

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Пока мы рассматривали фотографии о визите первого космонавта в Калугу над нами "пролетел" первый в мире искусственный спутник Земли,

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

который стал сближаться  с базовым блоком орбитальной станции "МИР" .

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Поскольку станция находится в непосредственной близости от нас - воспользуемся ситуацией и осмотрим ее изнутри..

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Станция была выведена на орбиту 19 февраля 1986 г. и уже в мае того же года на нее "высадилась" первая основная экспедиция.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

Несколько слов о весо-габаритных показателях объекта: длина станции составляет 13,13 метра при максимальном диаметре 4,15 м.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

Масса станции - 20,4 тонны.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

На орбите Земли станция "МИР" просуществовала 15 лет.

 

Музей истории космонавтики. Калуга      Музей истории космонавтики. Калуга

 

За это время на станции успели поработать 28 долговременных экспедиций и 17 так называемых экспедиций посещения.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

Всего на данном космическом объекте побывало 104 космонавта и астронавта из 12 стран мира.

23 марта 2001 г. станция "МИР" была сведена с орбиты и затоплена.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

"Отстыковавшись" от станции мы продолжаем знакомиться с музейными экспозициями. Следующий тематический раздел посвящен истории воздухоплавания и космонавтики в целом.

В  конце XV века Леонардо да Винчи делал наброски эскизов вертолетов, крыльчатых машин, приводимых в движение мускульной силой...

 

Музей истории космонавтики. Калуга

Музей истории космонавтики. Калуга

 

М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) - построил модель летательного аппарата с несущими винтами - прообраза вертолета,

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

а в 1754 г. на заседании Российской Академии наук продемонстрировал аэродромическую машину...

 

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

Из Древней Греции до нас дошел миф об Икаре, который пытался взлететь к солнцу на искусственных крыльях из перьев, скрепленных воском...

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Русские крестьяне также не остались в стороне  - строили крылья из подручного материала и бесстрашно испытывали их...

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Кто-то "летел по солнечному миру на воздушной, легкой невещественной колеснице..."

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Другие герои фантастических произведений покоряли небеса, поднимаясь на троне, уносимом птицами...

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Французы Жозеф и Этьен Монгольфье в XVIII веке построили первый в мире воздушный шар, наполнявшийся горячим воздухом (монгольфьер),

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

который был впервые испытан 5 июня 1783 г. ...

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Переместимся в более ранний исторический период. В IV веке до н.э. древнегреческий ученый Архитас продемонстрировал полет игрушечного голубя, основанный на принципе реакции...

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

В странах Востока в IX-XI вв. получили распространение "огненные стрелы" - прообразы боевых ракет,

 

Музей истории космонавтики. Калуга

Музей истории космонавтики. Калуга

 

следующей конструкции...

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

В 1420 г. итальянец Д де Фонтан в своей книге описал реактивные снаряды, которые в европейских языках стали называть ракетами...

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

В тоже время китайский изобретатель Ван Гу попытался использовать пороховые ракеты в качестве двигателей летательного аппарата, установив их на воздушный змей..

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Аппарат, оснащенный 36-ю пороховыми ракетами, который по мнению Сирано де Бержерака должен был долететь до Луны...

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Идем дальше

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

и знакомимся уже с практическими конструкциями.

Перед нами шар Герона (I век н.э.),

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

управляемый аэростат конструкции Дюпюи де Лома (1872 г.),

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

подводная лодка-ракетоносец конструкции К.А. Шильдера (1834 г.),

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

одна из десяти ракет У. Конгрева с дальностью полета до 2700 м,

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

ракетная установка К.И. Константинова (середина XIX века)  - наиболее совершенная для своего времени (дальность полета до 4000 м, присутствуют элементы автоматического контроля и управления отдельными операциями)

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

От практики снова переходим к теории.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Русский военный инженер И.И.Третеский в рукописи "О способах управлять аэростатами" (1849 г.)  изложил проект порохового ракетного двигателя, предложив устанавливать его на аэростатах, а русский изобретатель Н.И. Кибальчич в рукописи "Проект воздухоплавательного прибора" (1881 г.) изложил идею летательного аппарата, оснащенного пороховым ракетным двигателем.

 

 

Музей истории космонавтики. Калуга                                   Музей истории космонавтики. Калуга

 

Проект реактивного самолета-биплана, разработанного в 1887 г. российским инженером шведского происхождения Ф.Р. Гешвендом и проект космического корабля с пороховым ракетным двигателем немецкого изобретателя Г. Гансвиндта...

 

Музей истории космонавтики. Калуга        Музей истории космонавтики. Калуга

 

Русский изобретатель А.П. Федоров в работе "Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду" (1896 г.) предложил идею воздушного летательного аппарата с ракетным двигателем, использующим в качестве рабочего тела пар, сжатый воздух, углекислый газ. Русский ученый-механик И.В. Мещерский в своей диссертации "Динамика точки переменной массы" (1897 г.) и работе "Уравнения движения точки переменной массы в общем случае" фактически создал законченную теорию движения ракет.

 

Музей истории космонавтики. Калуга                      Музей истории космонавтики. Калуга

 

Ну и, конечно же, К.Э. Циолковский, который впервые в мире разработал проект космической пассажирской ракеты с двигателем на жидком топливе, создал "Космическую философию", раскрывавшую взаимозависимость природных и социальных процессов происходящих на Земле и в космосе.

 

             Музей истории космонавтики. Калуга

 

На следующей фотографии мы видим К.Э. Циолковского рядом с моделями оболочки дирижабля собственной конструкции,

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Впрочем с его дирижаблями было не все так "гладко" и однозначно, о чем свидетельствуют следующие цитаты...

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Проблемы возникали и в мировой практике дирижаблестроения,

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

хотя некоторые полеты заканчивались достаточно успешно, как, например, полет А. Сантос-Дюмона в 1901 г. вокруг Эйфелевой башни.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Продолжая осмотр музея

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

мы выходим к стенду, на котором представлены фрагменты рукописей К.Э Циолковского,

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

в которых он излагает идеи по существу открывшие дорогу человечеству в космическое пространство" (академик С.П. Королев).

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Следуем дальше:

мимо мозаичного панно (на котором встречаем следующее высказывание К.Э. Циолковского: "Только люди труда и крепкой воли создают новую жизнь. Я всю жизнь рвусь к новым победам и достижениям. Вот почему только большевики меня понимают"),

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

мимо памятника ученому (авторская копия И.П. Архипова)

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

и переходим из зала "Научная биография К.Э. Циолковского" (где до этого мы находились)

 

Музей истории космонавтики. Калуга

Музей истории космонавтики. Калуга

в зал "История ракетной техники и космонавтики".

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

"Дело разгорается, и я зажег этот огонь", - сказал как-то К.Э. Циолковский применительно к освоению космического пространства. Следующая экспозиция как раз и посвящена тем людям, которые  довели идеи Циолковского до практического воплощения.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Это, конечно же, академик Сергей Павлович Королев - выдающийся ученый и конструктор, основоположник практической космонавтики, главный конструктор ракетно-космических систем;

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

Кондратюк Ю.В. - талантливый исследователь, пионер отечественной космонавтики, работавший над проблемой межпланетных сообщений, теорией многоступенчатых ракет. Впервые в мире выдвинул и научно обосновал идею искусственного спутника Луны;

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Цандер Ф.А. - выдающийся ученый, пионер отечественного ракетостроения. Конструктор ракетных двигателей и ракет на жидком топливе;

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

Тихонравов М.К. - автор первой советской жидкостной ракеты; Победоносцев Ю.А. - создатель сверхзвуковой аэродинамической трубы, разработчик прямоточных воздушно-реактивных двигателей на твердом топливе;

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Тухачевский М.Н. - ему принадлежит ведущая роль в организации практических работ по ракетной технике в СССР.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Тем временем мы потихоньку спускаемся в основой выставочный зал и на нашем пути уже встречаются первые космические экспонаты.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Фрагмент двигателя РД-107А (от хвостовых отсеков боковых блоков, входивших в состав первой ступени ракеты-носителя  "Союз 2.1а").

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Ракеты ГИРД-09 (первая советская экспериментальная жидкостная ракета на гибридном топливе, запущенная в августе 1933 г.) и АВИАВНИТО (первая отечественная стратосферная ракета, 1936 г.),

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

слева от которых располагается подлинник жидкостного ракетного двигателя РД-1Х3 (1944-1945 гг. Предназначен в качестве вспомогательного двигателя к винтомоторной группе самолетов для  кратковременного улучшения его взлетных, скоростных и высотных характеристик).

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Метеорологическая ракета МР-12 (слева направо), предназначенная для измерения стандартных параметров атмосферы на высоте до 180 км (1960-1964 гг.), ракетный спектрограф (устанавливался на геофизической ракете Р-1Е) и головная часть метеорологической ракеты МР-1 (1951 г.),

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

над которыми нависла автоматическая межпланетная станция "Венера-1", которая совершив первый в мире межпланетный перелет в мае 1961 г. прошла на расстояние около 100 тыс. км от Венеры и вышла на орбиту искусственного спутника Солнца.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

Контейнер-автомат ФИАР-2 (физические исследования атмосферы ракетами. Устанавливался на геофизических ракетах для взятия проб воздуха на высотах от 60 до 100 км. 1951 г.)

 

Музей истории космонавтики. Калуга

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Задержав на несколько секунд взгляд на пейзаже, который просматривается за музейным окном,

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

снова возвращаемся к экспонатам.

Вертикальный космический зонд (запущен 12 октября 1967 г. и предназначен для изучения верхних слоев атмосферы, ионосферы Земли и околоземного космического пространства, в частности, доз радиации, получаемых с различными защитами во время полета в поясе радиации).

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Искусственный спутник Земли "Космос-149" с аэрогироскопической системой стабилизации.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Макеты (в масштабе 1:25) баллистических межконтинентальных ракет разной дальности действия,

 

Музей истории космонавтики. Калуга                      Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

Третий искусственный спутник Земли, выведенный на орбиту 15 мая 1958 г. - первая научная орбитальная лаборатория, осуществлявшая шеофизические исследования в ближайшем космосе.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

Следующая экспозиция посвящена теме: "Животные в космосе".

В центральной ее части - второй искусственный спутник Земли, запущенный 3 ноября 1957 г. - первый в мире орбитальный космический аппарат с живым существом на борту (собака Лайка).

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

Слева - фотография собаки на высоте 60 км при скорости полета 3150 км/ч. Справа - фотография герметической кабины с собаками.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

После успешного завершения первого полета собак Цыгана и Дезика на геофизической ракете на высоту 101 км (22 июля 1951 г.)

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Автоматическая кинокамера АКС-6 с помощью которой были сделаны фотографии животных во время полета.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

Перед нами катапультная тележка для подопытного животного с регистрирующей и физиологической аппаратурой и парашютом. Предназначена для спасения собак при их полетах на ракетах до высоты 110 км. Время спуска на парашюте составляет более часа. С 1951 по 1960 гг. было проведено 29 летных экспериментов с использованием 41 собаки. Из них 15 животных летали по 2 раза и более.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Искусственный спутник Земли "Космос-166. Первая специализированная солнечная обсерватория, запущенная 16 июня 1967 г. и предназначенная для изучения Солнца в рентгеновском диапазоне.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

На некоторое время вернемся к "теоретической" части.

Келдыш М.В. - выдающийся советский ученый. Внес выдающийся вклад в определение основных задач изучения космоса, в разработку теоретических проблем космонавтики, в создание новых методов и средств исследования космического пространства.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Пилюгин Н.А. - главный конструктор систем управления первых ракет-носителей.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Янгель М.К. - с 1954 г. - главный конструктор ракетно-космических систем.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

И снова переходим к "практической" части нашей экскурсии по музею космонавтики.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

Музей истории космонавтики. Калуга

Один из пультов управления космическим кораблем "Союз",

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

автоматическая станция "Луна-9" (запущена 31 января 1966 г. и 3 февраля 1966 г. впервые в истории космонавтики осуществила мягкую посадку на Луне в районе Океана Бурь),

 

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

спускаемый аппарат станции "Луна-9" (передала на Землю первую в мире круговую панораму лунной поверхности)

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

и бортовой приборный контейнер автономной системы управления автоматической станции "Луна-9".

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Автоматическая станция "Луна-3" (7 октября 1959 г. впервые в мире сфотографировала невидимую сторону Луны).

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Автоматическая станция "Луга-10" - первый в мире искусственный спутник Луны (выведена на орбиту Луны 3 апреля 1966 г.)

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

Автоматическая станция "ЗОНД-3".

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Запущена 18 июля 1965 г. Спустя 2 дня станция дофотографировала часть обратной стороны Луны, оставшуюся не отснятой в 1959 г. Переданные станцией на Землю фототелевизионные изображения обратной стороны Луны  позволили в 1966 г. выпустить первую полную карту Луны.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

Автоматическая станция "Луна-16". Запущена 12 сентября 1970 г. 20 сентября того же года совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

Музей истории космонавтики. Калуга

 

24 сентября 1970 г. впервые в истории космонавтики автоматический аппарат совершил рейс Земля-Луна-Земля, доставив на Землю образцы лунного грунта.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Вот, наконец-то мы и спустились в основной зал музея...

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

В продолжении лунной тематики осматриваем макет (масштаб 1:25) советской сверхтяжелой трехступенчатой ракеты-носитель Н1, которая предназначалась для выведения лунного пилотируемого комплекса (лунный орбитальный корабль и лунный корабль) к Луне, а также полезного груза массой до 95 тонн на околоземную орбиту. Разработана в 1962-1969 гг. Высота ракеты - 101 метр, стартовая масса - 2820 тонн. В 1969-1972 гг. были проведены 4 пуска ракеты Н1, окончившиеся авариями. В 1974 г. программа пусков была прекращена в связи с закрытием советской программы пилотируемого полета на Луну.

 

Музей истории космонавтики. Калуга              Музей истории космонавтики. Калуга

 

Самоходный аппарат "Луноход-2" -

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

передвижная, управляемая с Земли автоматическая лаборатория.  Доставлен на Луну в район восточной окраины Моря Ясности 16 января 1973 г.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Перед нами автоматическая межпланетная станция "МАРС-3", запущенная 28 мая 1971 г. и предназначенная для комплексных исследований планеты Марс и совместного советско-французского эксперимента "Стерео" по изучению радиоизлучения Солнца.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

2 декабря 1971 г. спускаемый аппарат станции впервые в истории космонавтики совершил мягкую посадку на поверхность Марса, а орбитальный отсек станции стал искусственным спутником планеты.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Спутник связи "МОЛНИЯ".

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Предназначен для ретрансляции радио- и телевизионных передач и осуществления дальней телефонной связи. Запускался регулярно с 23 апреля 1965 г.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Спускаемый аппарат космического корабля "ВОСТОК-5". Корабль пилотировал летчик-космонавт СССР В.Ф. Быковский (14-19 июня 1963 г.)

 

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

А это уже спускаемый аппарат космического корабля "СОЮЗ-34" (19 августа 1979 г. на нем, после 175-ти суточного полета, возвратились на Землю космонавты В.А. Ляхов и В.В. Рюмин).

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

В центре зала мы видим макет космического корабля "ВОСТОК". Серия этих космических кораблей предназначалась для  пилотируемых полетов по околоземной орбите. Первый пилотируемый полет состоялся 12 апреля 1961 г., в связи с чем "ВОСТОК" стал первым в мире космическим аппаратом, посредством которого  был осуществлен полет человека в космос. Всего было запущено 12 кораблей данной серии, 6 из которых были пилотируемыми.

 

Музей истории космонавтики. Калуга     Музей истории космонавтики. Калуга

 

1-ый полет - корабль "ВОСТОК" (12 апреля 1961 г. Космонавт - Юрий Гагарин, позывной "Кедр", время полета - 108 мин., количество витков вокруг Земли - 1).

2-ой полет - корабль "ВОСТОК-2" (6-7 августа 1961 г. Космонавт - Герман Титов, позывной "Орел", время полета - 1 сутки 1 час 11 мин., количество витков вокруг Земли - 17).

3-ий полет - корабль "ВОСТОК-3" (11-15 августа 1962 г. Космонавт - Андриян Николаев, позывной "Сокол", время полета - 3 суток 22 часа 22 мин., количество витков вокруг Земли - 64).

4-ый полет - корабль "ВОСТОК-4" (12-15 августа 1962 г. Космонавт - Павел Попович, позывной "Беркут", время полета - 70 часов 43 мин., количество витков вокруг Земли - 48).

5-ый полет - корабль "ВОСТОК-5" (14-19 июня 1963 г. Космонавт - Валерий Быковский, позывной "Ястреб", время полета - 118 часов 56 мин., количество витков вокруг Земли - 81).

6-ой полет - корабль "ВОСТОК-6" (16-19 июня 1963 г. Космонавт - Валентина Терешкова, позывной "Чайка", время полета - 70 часов 48 мин., количество витков вокруг Земли - 48).

 

Музей истории космонавтики. Калуга

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Перед нами тяжелый искусственный спутник Земли серии "ПРОТОН". С 1965 по 1968 гг. было запущено 4 таких аппарата, которые предназначались для исследования частиц высокой и сверхвысокой энергии.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Универсальная ракетно-космическая транспортная система "ЭНЕРГИЯ" - "БУРАН" (масштаб 1:10). Первый запуск в беспилотном варианте состоялся 15 ноября 1988 г. (в беспилотном варианте).

 

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Жидкостный ракетный двигатель 11Д 122, который использовался в составе второй ступени ракетно-космической транспортной системы "ЭНЕРГИЯ" для вывода многоразового орбитального корабля "БУРАН" и других космических аппаратов массой около 100 тонн.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Осмотрев еще ряд образцов космической техники, среди которых были:

- макет орбитального комплекса на базе МКС,

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

- базовый блок (11Д426) комбинированной двигательной установки космического корабля "СОЮЗ-Т" и

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 макет стартовой площадки

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

мы переходим к космической одежде.

Профилактический вакуумный костюм "ЧИБИС" (предназначен для создания разрежения на нижней части тела человека и продольной нагрузки на его опорно-мышечный аппарат с целью предотвращения расстройств, возникающих при длительном воздействии невесомости. Используется космонавтами перед возвращением на Землю после длительного пребывания в невесомости. 1970-1974 гг.) и скафандр для внекорабельной деятельности "ОРЛАН" (система жизнеобеспечения - регенерационного типа. В системе терморегулирования использовался костюм водяного охлаждения).

 

Музей истории космонавтики. Калуга                                  Музей истории космонавтики. Калуга

 

Аварийно-спасательный скафандр "СОКОЛ КВ-2" (для космических кораблей "СОЮЗ-Т", "СОЮЗ-ТМ" и "СОЮЗ-ТМА". Эксплуатируются с 1980 г. по настоящее время); аварийно-спасательный костюм "СОКОЛ-К" (разработан для спасения космонавтов в случае разгерметизации во время космического полета. Использовался для тренировок кандидатов на космический полет. 1971 г.); скафандр для внекорабельной деятельности "ЯСТРЕБ" (1965 г.)

 

Музей истории космонавтики. Калуга     Музей истории космонавтики. Калуга     Музей истории космонавтики. Калуга

Музей истории космонавтики. Калуга

 

А это уже ручные инструменты космонавтов для работы в условиях космического полета. Среди них - молотки, разнообразные ключи, крючки и фиксаторы..

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

На следующем стенде представлены уже образцы космического питания

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

с подробной инструкцией по пользованию рационом.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

На этом мы заканчиваем нашу экскурсионную программу по залу "История ракетной техники и космонавтики"

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

и поднимаемся в фойе музея.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Пока мы знакомились с экспонатами здесь уже в полном разгаре происходит открытие технофестиваля "Земля - Луна, Калуга - Марс", о котором мы упоминали в начале нашего рассказа.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Среди гостей технофестиваля был замечен космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса Мухтар Аймаханов (опыта космических полетов не имеет).

 

Музей истории космонавтики. Калуга

Музей истории космонавтики. Калуга

 

Вообще-то на базе музейного комплекса происходит достаточно много различных мероприятий, о чем мы смогли убедиться из афиш, размещенных при входе в музей.

 

Музей истории космонавтики. Калуга

 

 

Ну вот вроде бы и все, что касается Музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Хотя, пожалуй мы немного увлеклись экспонатами и совсем забыли предоставить историческую справку о данном заведении. Придется наверстать упущенное.

Впервые предложение о создании музея поступило от членов юбилейной комиссии, занимающихся подготовкой празднования 100-летнего юбилея со дня рождения К.Э. Циолковского в 1957 г. Идею поддержал С.П. Королев и в мае 1960 г. Совет Министров РСФСР принял Постановление о строительстве в Калуге Государственного музея космонавтики им. К.Э. Циолковского. 3 октября 1967 г. состоялось торжественное открытие музея. № октября 2017 г. музей отмечал свой 50-ти летний юбилей. За время существования экспозиция музея пополнилась 80 000 предметами, большую часть которых успели осмотреть свыше 11 млн. посетителей.

 

 

Главная страница

Калужская область